Франц Йозеф Гайдн, узнав о том, что развязка близка, заметил: «Тем, чему я научился, я обязан Баху». Вольфганг Амадей Моцарт был более эмоционален: «Он наш отец, мы все его дети; всем, что только умеем, мы обязаны ему».
Возможно, музыкальные историки сразу же обнаружат некое несоответствие. Ведь Иоганн Себастьян Бах скончался за 38 лет до описываемых событий, когда тот же Моцарт еще и не родился. Уверяю вас — неточности здесь нет: просто в Гамбурге умирал «гамбургский» Бах — Карл Филипп Эммануэль, второй сын Иоганна Себастьяна. И именно его, а не отца, в конце XVIII века называли «Великий Бах».
Объяснения этому просты: в то время, когда произведения Иоганна Себастьяна знали исключительно коллеги (композитора начали «открывать» только спустя полвека после его смерти), «гамбургский» Бах уже вовсю гремел не только в Германии, но и во многих европейских странах. Именно его учебник «Опыт правильного способа игры на клавире» стал очень важным в развитии современной техники игры на пианино, по нему учились музыканты и композиторы знаменитой венской классической школы.
Иоганн Себастьян и две его слабости: музыка и дети
Прежде чем рассказать о биографии Карла Филиппа Эмануэля, необходимо рассказать о его родителях. Иоганн Себастьян в 1707 году женился на своей двоюродной сестре — дочери органиста Иоганна Михаэля Баха из Герена. В 1710 году у семейной пары родился старший сын — Вильгельм Фридеман, спустя четыре года — 8 марта 1714 года — Карл Филипп Эммануэль. Кстати, в том же году будущий легендарный композитор был назначен капельмейстером при герцогском дворе в Веймаре. Но детьми Иоганну Себастьяну заниматься было совершенно некогда — он охотно разъезжал по всей Германии с концертами, и вскоре слава о его исполнительском мастерстве перешагнула границы Веймарского герцогства.
Его супруга — Мария Барбара — вечно ходила беременной. За неполные 13 лет супружеской жизни с музыкантом и композитором, она умудрилась родить 7 детей, из которых трое умерли в младенчестве. В то время, когда Иоганн Себастьян был в очередной поездке, на этот раз сопровождая своего герцога, Мария Барбара скоропостижно скончалась. Так 6-летний Карл Филипп Эммануэль остался без матери, фактически сиротой при живом отце, так как у последнего, по-прежнему, катастрофически не хватало времени.
К слову, Бах-старший хорошо знал, что такое воспитываться в чужом доме, он сам потерял мать в девятилетнем возрасте, а отца на год позже. Не желая повторения подобной судьбы своим детям, Иоганн Себастьян, выждав годичный траур по супруге, еще через полгода женился вторично, на этот раз на девушке едва ли не годящейся ему в дочери (Анна Магдалена была моложе мужа на 15 лет). Кстати, в жизни и быту практически ничего не изменилось: супруги прожили в браке чуть больше четверти века, при этом Анна Магдалена родила мужу 13 детей (семерым из них так и не суждено было стать взрослыми). Таким образом, в двух браках у композитора было 20 (!) детей, из которых выжила ровно половина!
Ежовые рукавицы предназначались другому
Что же касается Карла Филиппа Эмануэля, то он был, пожалуй, одним из любимых сыновей композитора. Хотя бы потому, что старшего сына отец гонял, как сидорову козу, заставляя музицировать львиную долю каждого дня. А вот среднего он любил послушать для «разрядки», когда уставал от сочинительства. С юных лет Карл Филипп Эммануэль терпеть не мог «тяжелую» музыку, а если что и наигрывал, то что-то более легкое, воздушное. Первое время Иоганн Себастьян пытался «давить» и на него, но быстро убедился, что для «нормальной» музыки тот потерян, и не делал попыток «вразумить» сына.
Решение Карла Филиппа Эммануэля заняться юриспруденцией отец встретил более чем благосклонно. И даже когда сыну последовало приглашение стать аккомпаниатором кронпринца, будущего короля Фридриха II, который недурно играл на флейте, отец отнесся к этому очень философски: чем бы дитя не тешилось…
А у Фридриха были весьма интересные музыкальные вкусы. Во-первых, он терпеть не мог церковную музыку, тяжеловесные фуги, которые как бы «давили» на человека. Зато итальянская опера, с ее виртуозной музыкой, была в большой чести. Во-вторых, из всех музыкальных инструментов монарх отдавал предпочтение флейте, а партии для нее, по возможности писались легкие, она была как порхающая бабочка на фоне громогласного органа. Так что можно сказать, что вкусы коронованной особы и сына выдающегося композитора совпали.
Авторитет отца помог. Но не надолго
В 1747 году стареющий композитор был приглашен ко двору Фридриха II, чтобы дать концерт. Его игра так вдохновила молодого короля, что он еще с большим уважением отнесся к Карлу Филиппу Эмануэлю, дав последнему, по сути, карт-бланш. И молодой музыкант, что называется, развернулся. Из-под его пера одна за другой выходили сонаты для клавесина, симфонии, концерты. Без всякого преувеличения можно сказать, что Бах-младший стал основоположником такого жанра, как инструментальная музыка, и многие его современники учились именно на сочинениях Карла Филиппа Эмануэля.
Отношения короля и музыканта сошли на нет во время войны, когда монарху стало явно не до музыки. Но, покинув дворец, Бах-младший нашел себе хорошее занятие в Гамбурге, где занял место кантора — художественного руководителя и учителя церковных хоров. Он руководил всей концертной жизнью этого немецкого города, а также охотно сочинял музыку и даже занимался обучением игре на клавесине своего младшего сводного брата Иоганна Кристиана, которому в момент смерти отца было всего 15 лет. Позже самый младший из Бахов получит прозвище — «миланский» и «лондонский» Бах, в отличие от Карла Филиппа Эмануэля, которого называли «берлинский» и «гамбургский» Бах.
История рассудила по-своему
Итак, второй сын выдающегося композитора скончался в ночь на 14 декабря 1788 года в ореоле славы, оставив очень внушительное наследство — 19 симфоний, 50 фортепианных концертов, 9 концертов для других инструментов, около 400 сочинений для клавира соло, 60 дуэтов, 65 трио, квартетов и квинтетов, 290 песен, около полусотни хоров, а также кантаты и оратории.
А спустя три четверти века после смерти его гениального отца, песочные часы истории перевернулись. Иоганн Себастьян стал знаменит после того, как 20-летний исполнитель Феликс Мендельсон https://www.shkolazhizni.ru/culture/articles/21511/ дирижировал исполнением его произведения «Страсти по Матфею». Чуть позже сочинения Баха оказались созвучны духу времени (напомню, что для Европы это годы волнений и революций), в ней люди искали и находили, если можно сказать, патриархальные устои. А вот «гамбургскому» Баху уделялось гораздо меньше внимания.
Готовя материал, я прослушал несколько произведений Баха-младшего. Они отличаются от творений отца, как небо и земля. Но мне Карл Филипп Эммануэль показался чуточку ближе. Возможно из-за того, что сегодня правит балом инструментальная музыка…