Как князь Лев Голицын создал для России шампанское, признанное лучшим в мире?

Реклама
Грандмастер

Поднимая на Новый год бокал искристого шампанского, вспомним о человеке, который наладил в России производство собственных игристых вин, конкурировавших со знаменитым французским шампанским. К сожалению, имя главного российского винодела изрядно позабылось, да и в советские времена его старались не вспоминать — как никак князь, да к тому же потомок Гедимина.

Лев Сергеевич Голицын — личность для российского виноделия легендарная, да и сам он был человеком необыкновенным. Рассказ о нем предварю цитатой из Гиляровского:

«Льва Голицына недолюбливали в Английском клубе за его резкие нецензурные по тому времени речи. Но Лев Голицын никого не боялся. Он ходил всегда, зиму и лето, в мужицком бобриковом широченном армяке, и его огромная фигура обращала внимание на улицах.

Реклама

Извозчики звали его „диким барином“. Татары в его кавказском имении прозвали его „Аслан Дели“ — сумасшедший Лев.
Он бросал деньги направо и налево, никому ни в чем не отказывая, особенно учащейся молодежи, держал на Тверской, на углу Чернышевского переулка, рядом с генерал-губернаторским домом, магазинчик виноградных вин из своих великолепных крымских виноградников „Hовый Свет“ и продавал в розницу чистое, натуральное вино по двадцать пять копеек за бутылку:
— Я хочу, чтобы рабочий, мастеровой, мелкий служащий пили хорошее вино! — заявил он».

Гиляровский не раз писал об этом колоритнейшем человеке, он буквально любовался им: «Громадная, могучая фигура, с первого взгляда напоминающая Тургенева, только еще выше и с огромной седеющей львиной гривой — прямо-таки былинный богатырь».

Реклама

На рубеже XIX—XX вв.еков Льва Голицына знала вся Россия, с удовольствием пившая его прекрасные вина. Представитель одной из древнейших и известнейший российских фамилий стал виноделом по воле случая. Лев Голицын родился в 1845 году, образование получил в Сорбонне, закончив её со степенью бакалавра. Три года прослужил чиновником в Министерстве иностранных дел. Затем учеба на юрфаке МГУ, степень кандидата права, стажировки в европейских университетах, подготовка к профессорскому званию.

Голицын несколько лет возглавлял археологические раскопки, открыв ряд стоянок каменного века. Стал член-корреспондентом Московского археологического общества. Ему обоснованно прочили блестящее научное будущее. Кстати, его авторитет был высок не только в научных кругах, муромское дворянство избрало его сначала в почетные мировые судьи, а потом сделало своим уездным предводителем. Казалось, судьба Льва Голицына предопределена, но случай круто изменил его жизнь.

Реклама

Лето Лев обычно проводил в имении на Оке в Муромском уезде Владимирской губернии, сочетая отдых с занятием археологией. Здесь-то и свела его судьба с красавицей Надеждой Засецкой (в девичестве княжной Херхеулидзевой). Разгорелся бурный роман, Надежда фактически бросила мужа и ушла к Голицыну, родив ему двух дочерей. Скандал усиленно смаковали в обществе. Пикантности добавляло и то, что Голицын не только увел у Засецкого жену, но и сменил его в 1876 году на посту предводителя уездного дворянства. Естественно, что на преподавательской карьере пришлось поставить крест. Кстати, дочерям только в 1890 году император разрешил дать фамилию княгинь Голицыных, до этого они числились воспитанницами Льва Сергеевича.

Реклама

Надежде Засецкой принадлежала в Крыму неподалеку от Судака половина большого имения «Новый Свет», здесь-то Лев и увлекся виноделием. Несколько раз ездил во Францию изучать опыт лучших виноделов, а в 1878 году выкупил у брата Надежды вторую половину имения и стал разводить виноградники. Вскоре в России его вина составили конкуренцию зарубежным. Причем их качество вынуждена была признать и Европа. Сначала голицынские вина получали призы и медали на российских выставках, затем «покорили» США (золото в Луисвилле и Нью-Орлеане), в 1889 году удостоились внеконкурсного золота в Париже. Триумфальным для Голицына стал 1895 год — Гран-при на выставке в Бордо, а в 1900 году Гран-при на всемирной выставке в Париже, где его игристое вино (шампанское) было признано лучшим в мире! Но к этому времени Голицын представлял своими винами уже не только себя как винодела, но и Россию.

Реклама

В 1889 году Александр III предложил Льву Сергеевичу возглавить все винодельческие хозяйства императорской фамилии, став главным виноделом Удельного ведомства. Эту почетную должность Голицын принял в 1891 году и оставался на ней до 1898 года. Благодаря его кипучей энергии и организаторским способностям, были куплены земли для виноградников в Крыму, на Кавказе, в южных губерниях, построены новые винодельческие заводы и громадные подвалы для хранения и выдержки вин, налажена селекционная работа и подготовка специалистов в Магарачском училище садоводства и виноградарства.

Успехи были налицо, но отношения с чиновниками Удельного ведомства постоянно ухудшались — Голицын практически не отдавал прибыль, а она была немалой, пуская все на расширение производства. Естественно, что свою лепту внесли виноторговцы и винное лобби — продавать дорогие импортные вина много прибыльнее, даже если они худшего качества. У нового императора Николая II поддержки Голицын не нашел и принял решение подать в отставку. Он даже отказался от солидного и вполне заслуженного вознаграждения, а причитающиеся 100 тысяч рублей перевел в Министерство земледелия для учреждения премий имени Александра III за лучшие вина, столовый виноград и научные работы по виноделию и виноградарству.

Реклама

Освободившись от обременительных административных обязанностей, Голицын с упоением занялся любимым делом — выведением новых сортов винограда и созданием новых вин. Кстати, среди виноделов мира он пользовался непререкаемым авторитетом. Голицын мог по форме листьев различать сотни сортов винограда, а по вкусу и запаху вина определять не только сорта винограда, из которого оно изготовлено, но и регион, в котором этот виноград вырос, особенности почвы и даже погоду — дождливым или солнечным было лето.

К сожалению, виноделие — это бизнес, а у него свои законы. К 1912 году затраты Голицына на развитие виноградарства и виноделия стали значительно превышать доходы. Были потрачены не только его немалые наследственные средства, но и часть средств законной супруги и Надежды Засецкой. Чтобы предотвратить банкротство и сохранить созданное многолетним трудом уникальное винодельческое предприятие, он в 1912 году, воспользовавшись визитом Николая II в «Новый Свет», преподнес ему в дар значительную часть винодельческого комплекса, включая уникальную коллекцию вин.

Лев Сергеевич Голицын скончался 26 декабря 1915 года и был похоронен в специально построенном склепе среди виноградников «Нового Света». А вина, созданные им, продолжают радовать людей. В память о нем несколько сортов шампанского носят имя великого российского винодела: «Левъ Голицынъ» и «Седьмое небо князя Голицына».

Реклама