Чем, кроме ролей Бабы Яги и прочей нечисти, запомнился Георгий Милляр?

Реклама
Грандмастер

7 ноября 1903 года, 105 лет назад, в Москве, на свет появился Георгий Францевич Милляр, плод любви француза из Марселя Франца де Милье и настоящей русской красавицы, сибирячки Елизаветы Журавлевой. Об отце будущего комического актера сведений практически не сохранилось, разве только то, что он был инженером в области мостостроения. И как минимум истиным французом: элегантным, галантным, предугадывающим желание женщин, во всяком случае, очаровать дочь богатого золотопромышленника ему удалось без всякого напряжения. Вот только ее родители не очень-то обрадовались этому увлечению дочери: «Ну и что, что француз? Главное, что не знатен, беден и явно не достоин составить партию такой богатой наследнице…»

Реклама

Но что делать, если девушка влюбилась без оглядки, и даже больше — ждет от мсье де Милье ребенка? Пришлось с этим смириться. Так француз приобрел в России не только работу и жену, но и взял за нее очень недурственное приданное.

Однако этому браку не суждено было продлиться очень долго. Едва сыну исполнилось три года, как неожиданно скончался его отец. Так красавица Лиза узнала, что такое тяжелая вдовья доля…

Первая роль — не Баба Яга, а Золушка…

Сам же малыш развивался в обстановке всеобщей любви и обожания, и привык находиться в центре внимания. Однажды он решил напугать всех своих родственников и раскрасил свое лицо так ярко, что, по его плану, все должны были упасть в обморок. Но этого почему-то не произошло: правда, потрясение было — зачем Жора решил сыграть Мефистофеля?

Реклама

Когда парню не исполнилось и 11 лет, началась Первая мировая война. Мама отправила сына подальше от Москвы, в далекий Геленджик, где в это время обосновался ее отец. Так что юность будущего актера прошла в этом южном приморском городке. А вскоре после начала интервенции фамилию мальчика решили изменить с французского де Милье на Милляра.

В Геленджике Георгий начал свой путь в театр. Конечно, о карьере артиста в таком возрасте мечтать было, по меньшей мере, смело, а потому паренек устроился в театр бутафором. Единственное, что отличало его от других работников сцены — Милляр старался выучить абсолютно все роли — и мужские и женские, хотя зачем это было нужно?
Зато, когда за считанные часы до премьеры спектакля «Золушка» заболела артистка, исполнявшая главную роль, а режиссер готов был на все, к нему подошел юный бутафор. «Я по комплекции почти как девочка, если надеть платье, никто и не узнает, а роль я знаю назубок!»

Реклама

Выхода не было, и режиссер согласился. Каково же было его удивление, когда публика не только не узнала в Золушке переодетого парня, но и проводила главную героиню настоящей овацией…

Любовь и комната вместе с мамой…

С тех пор в Геленджикском театре так и повелось: если с кем-то случилась неожиданная беда — на подстраховке всегда был Георгий, играя как мужчин, так и женщин. Благо ему и роли разучивать в самый последний момент не приходилось, он их учил заранее…

В середине 20-х годов Георгий вернулся в Москву, к матери. Оказалось, что к тому времени революция абсолютно всех уровняла. В их огромной московской квартире селили одну за другой семьи пролетариев и простых обывателей. Закончилось это тем, что Елизавета Журавлева из хозяйки превратилась в члена одного большого советского общежития. Ей оставили всего одну комнатку, в которой они вместе с сыном и прожили до самой смерти матери. Так что в том, что сын французскоподданного не мог жениться долгие годы, нет ничего удивительного: приводить молодую жену в единственную комнату матери вряд ли уважающий себя мужчина решится…

Реклама

В год смерти Ленина Георгий Милляр стал студентом Школы юниоров при Московском театре Революции (сейчас — Театр им. Маяковского), по выпуску остался в театре, стал играть характерные роли. Но однажды его поманило к себе кино. И он сам себя вычеркнул из списка театра…

«Кощей Бессмертный» в День Победы…

Играть всякую нечисть Георгий Францевич просто обожал. Но иногда для приличия долго ломался (в конце концов, уступая). Мало кто знает, что премьера фильма «Кощей Бессмертный», в котором актер сыграл главную роль, была назначена на… 9 мая 1945 года. С датой режиссеры фильма угадали: за несколько дней до этого в Берлине покончил жизнь самоубийством другой «кощей» — Адольф Гитлер…

Реклама

О Георгии Милляре можно писать еще долго. Но, наверное, далеко не все знают, что он аккуратно записывал пришедшие на ум интересные фразы, причем, размещая их по алфавиту. Конечно, Старик Похабыч, как называл себя сам Милляр, насобирал там такого, что публикация его «Алфавита» без купюр может случиться только на каком-то нецензурном сайте. Но я отобрал на суть читателей самые невинные размышления.
Итак, вот некоторые из них.

Актер — кладбище несыгранных ролей.
Баланс. Одна утренняя рюмка нужнее двух вечерних.
Воры и проститутки. У нас таких профессий нет — это хобби.
Галантность пробуждается после третьей рюмки, исчезает после восьмой.
Даже так! Плохой человек с юмором интересней, чем хороший без юмора.

Реклама

Если человек очень много говорит, когда же он думает?
Железное нахальство быстрее ржавеет.
Закрытый просмотр — Видеть повторно один и тот же сон.
История. Когда открывали Америку, никому, однако не приходило в голову закрывать Европу…
Корявый комплимент похож на поцелуй небритого человека.
Мемуары может писать всякий, у кого не очень трясется рука.
Невинность — причина для удивленья жениха.
Ощущение независимости. Когда имеешь 40 копеек на кружку пива.
Переводчик — почти всегда — человек плохо знающий оба языка.
Разгрузочный день. Когда сдаешь посуду.
Солидность. Носить одновременно ремень и подтяжки — двойная гарантия, чтобы не упал авторитет.
Трезвость. Каждый непьющий думает, что он перехитрил весь мир.
Умирать рановато: еще не сконструирован тот забор, под которым стоило бы подохнуть…

«Забор» для Георгия Милляра сконструировали 4 июня 1993 года. До своего 90-летия он не дожил нескольких месяцев…

Реклама