В Англии Свифт поступил секретарем к своему дальнему родственнику Вильяму Темплу, жившему в графстве Суррей. В свое время Темпл был видным дипломатом и государственным деятелем, известным писателем-эссеистом, теперь же он на покое занимался написанием мемуаров. Уйдя от дел, Темпл не утратил влиятельности, о чем свидетельствовали посещавшие его многочисленные высокопоставленные гости. При Свифте несколько раз к Темплу даже заезжал король Вильгельм. Именно здесь Джонатан смог впервые приобщиться к миру людей, вершивших политику в Англии. Многие его наблюдения за английскими аристократами впоследствии выльются едкой сатирой на страницы произведений Свифта.
В 1690 году Свифт вернулся в Ирландию, но до 1699 года, когда Темпл умер, Джонатан неоднократно возвращался к своему покровителю, который всегда оказывал ему помощь и поддержку. Не оставлял Свифт и научные занятия. В 1692 году он в Оксфорде получил степень магистра, а в 1702 году стал доктором теологии (богословия). К этому времени он уже 8 лет имел сан священника англиканской церкви, недолго возглавлял приходы в небольших ирландских посёлках Килру и Ларакор, был служителем собора Святого Патрика в Дублине, а с 1713 года стал в этом соборе деканом.
Интерес к теологии не заслонил для него литературную деятельность. Свифт начинал как поэт, затем попробовал свое перо в политических памфлетах. В 1704 году он публикует свою первую книгу, в которую вошли сатирические повести «Сказка бочки» и «Битва книг». Издание Свифт снабдил подзаголовком: «Написано ради общего совершенствования рода человеческого». Эти слова можно с полным правом отнести и ко всему его дальнейшему творчеству. Удивительно, но за год книга выдержала три издания, для тогдашней Европы событие редчайшее, тем более что посвящалась она высмеиванию религиозных противоречий, правда, в аллегорической форме.
С этого времени его произведения стали выходить часто, но читателя нашего времени они не заинтересуют, так как это были политические памфлеты, эссе и письма, посвященные политической борьбе в Англии и Ирландии. Долгое время Свифт был сторонником партии вигов, но к партийным противоречиям относился с определенной иронией, однажды он даже сравнил разногласия вигов и тори с весенними кошачьими концертами.
Особую популярность и даже любовь простого народа Свифт приобрел, когда включился в борьбу за автономию Ирландии. Если верить современникам, то его портреты даже выставляли на улицах Дублина. Особую пикантность этому придавал тот факт, что Свифт был деканом англиканского собора, а фактически возглавлял национальное движение ирландских католиков. Свифт умудрялся объединять людей разных вероисповеданий, к сожалению, в современной Ирландии это удается далеко не всегда.
К работе над своей главной книгой Свифт приступил в начале двадцатых годов. В 1726−27 годах вышли 4 тома «Путешествий Гулливера», которые сразу же завоевали невероятную популярность. Последовали многочисленные переиздания и переводы на иностранные языки. Чем же так заинтересовала читателей книга, которую мы сегодня воспринимаем как своеобразную сказку?
То, что сегодня читается, как детская книга о необыкновенных приключениях Гулливера, по мысли автора, что хорошо понимали и его современники, была острая сатира на политическую обстановку и общественные предубеждения тогдашней Англии. Помните, сначала Гулливер попадает в страну карликов Лилипутию? Он с удивлением наблюдает за придворными интригами, политическими распрями, мелочными дрязгами, завистью и сплетнями, процветающими в Лилипутии. Все это кажется ему забавным и несерьезным, как и само миниатюрное государство по сравнению с солидной Англией. Затем следует путешествие в страну великанов, где рассказы Гулливера об английском обществе вызывают смех, как что-то мелкое и несущественное. Теперь уже над Гулливером потешаются, как до этого он над лилипутами.
Очень любопытно третье путешествие Гулливера, когда он попадает на летающий остров Лапуту и землю Струльдбругов. Здесь народы, познавшие тайну бессмертия, достигли высших степеней учености, но используют свои знания странным образом. Они многократно переписывают собственную историю, действуя по принципу «а что было бы, если бы…». Это до удивления напоминает действия некоторых современных историков и политиков.
Последнее путешествие Гулливер совершает в страну, где обществом правят разумные лошади. А вот прислуживают лошадям странные существа йеху, имеющие человеческое обличье, но почти звериную сущность. Эти существа привыкли руководствоваться инстинктами и страстями, а не разумом. К сожалению, и этот образ, созданный талантливым сатириком, оказался актуальным для наших дней.
Стоит отметить, что популярность Свифта как писателя-сатирика и политика была необычайно высока не только в Ирландии, где он получил звание почётного гражданина Дублина, но и в Англии. Его книги издавались большими тиражами, дважды при жизни Свифта выходили собрания сочинений. Значительный интерес вызывали не только его острые памфлеты, но и стихи. Кстати, есть у него и очень лиричное произведение «Дневник для Стеллы».
Последние годы жизни Джонатан Свифт тяжело болел, он перенес инсульт и практически лишился речи. Скончался Свифт 19 октября 1745, оплакиваемый горожанами Дублина, которые назвали в его честь улицу и установили два его бюста. Его имя осталось даже в космосе, в честь Свифта названы кратеры на Луне и спутнике Марса. Кстати, наличие у Марса двух спутников он предугадал задолго до их открытия.
Но главным памятником Джонатану Свифту стали «Путешествия Гулливера», давно вошедшие в золотой фонд мировой литературы.