Учеба ей нравилась. Помимо разучивания ролей, студентам довелось узнать еще много интересного. Например, элементы режиссуры, особенности написания сценариев, и многое другое. И хотя «учили понемногу чему-нибудь и как-нибудь» что-то в памяти все-таки отложилось. Во всяком случае, многие однокурсники Верочки никогда не испытывали ужас, если им приходилось подкорректировать сценарий или выстроить ту или иную сцену в спектакле или на съемочной площадке.
Нашла… сцену и мужа
Впрочем, в Киеве юной актрисе скоро стало тесно, и она перебралась в Москву, где поступила в Мастерские педагогического театра при Наркомпросе. Время было интересное: после Гражданской войны пробуждалось народное самосознание, мол, теперь и мы можем запросто ходить в театры, как вчерашние буржуи. После одного из спектаклей юная актриса поближе познакомилась с Григорием Рошалем, который был старше ее на четыре года. Он был руководителем мастерских, а потому неудивительно, что у него был широкий выбор среди актрис. Григорий решил связать свою судьбу с Верой. Вначале молодые люди жили гражданским браком (тогда, в начале 20-х это было довольно-таки распространенным явлением, это чуть позже советское правительство решило «закрутить» гайки).
После того, как 23 января 1925 года у них родилась дочь Марианна, которые все знакомые звали Майя, супруги расписались в ЗАГСе. Вот только фамилию каждый хотел дать дочери свою, и ни в какую не собирался уступать. В результате они подняли на уши весь ЗАГС и взяли его сотрудников измором, пока те не записали в «метрике» фамилию дочери: Рошаль-Строева. По тем временам это был смелый поступок, потому что двойные фамилии были, в основном, у тех же буржуев, и подобное считалось «отрыжкой прошлого».
…няньку и соавтора…
Но Вера Павловна не очень-то любила возиться с дочерью, все ее помыслы были связаны с театром. Она строчила революционные пьесы, ставила их на сцене родных Мастерских педагогического театра. И когда мастерские были переименованы в Центральный педагогический театр, она выступала сразу в трех качествах: актрисы, драматурга и режиссера-педагога.
Зато у дочери оказалась неплохая нянька — 19-летняя младшая сестра Григория — Сима, которую брат, естественно, перетащил в свой театр. Серафима охотно возилась с маленькой Майей, освобождая время своей невестке, но Вера тоже в долгу не осталась, потихоньку приобщая сестру мужа к написанию сценариев. Следует заметить, что сценарии для первых своих 7 кинофильмов Вера и Сима писали совместно. Хотя тот факт, что после того, как их творческие тропинки разошлись, Серафима написала всего один сценарий, наглядно говорит о том, кто в этом тандеме играл первую скрипку.
Но эти фильмы следует перечислить: «Господа Скотинины» (1926), «Его превосходительство» (1927), «Две женщины» (1929), «Человек из местечка» (1930), «Человек без футляра» (1931), «Петербургская ночь» (1934), «Поколение победителей» (1936). Остается добавить, что с того же 1925 года Вера Павловна работала режиссером студии «Союзкино», которая позже была переименована в «Мосфильм», а в 1928—1931 годах была опять-таки режиссером Одесской кинофабрики «Украинфильма».
Следует более подробно рассказать о фильме «Петербургская ночь». В качестве основы для сценария две дамочки взяли повести Федора Михайловича Достоевского: «Неточка Незванова» и «Белые ночи». Снимал фильм, вполне естественно, муж и брат, Григорий Рошаль. Фильм был показан на знаменитом Каннском кинофестивале и заслужил специальный приз за «технику съемки, совершенно лишенную каких-либо ухищрений и нарочитостей, которая сочетается с прекрасным и естественным воплощением человеческих образов…». Картина вошла в «шестерку» лучших фильмов фестиваля, и не в последнюю очередь из-за того, что в ней дебютировала молодая актриса Любовь Орлова, которую Рошаль и Строева высмотрели в одном из московских театров…
…батыра и воздыхателя
В Великую Отечественную войну супруги вместе с киностудией переехали в Алма-Ату, где продолжали снимать кино. Жили они в одном доме со знаменитым с Сергеем Михайловичем Эйзенштейном, часто ходили друг к другу в гости. Кстати, Вера Павловна была очень компанейская женщина, с нею охотно дружили Маяковский, Лиля Брик, Шостакович, Таиров и многие другие люди, оставившие заметный след в отечественной истории.
В войну Вера Павловна встретила свою вторую любовь. После съемок фильма «Батыры степей» о славных сынах казахстанского народа, она познакомилась с легендарным панфиловцем Баурджаном Момыш-Улы, от имени которого ведется рассказ в романе Александра Бека «Волоколамское шоссе». Вначале известный сценарист и режиссер пыталась понять, что это за народ такой, казахи, потом, втянувшись в переписку, все больше и больше привязывалась к батыру степей. В конце концов, в письмах они признались друг другу в любви. Правда, был еще Григорий Рошаль, который боролся за свою любимую. В результате, когда нужно было делать выбор, Строева осталась с мужем, а с Баурджаном порвала. Как благородный человек, он вернул ей все ее письма…
…музыку и друзей
Строева продолжала снимать и после войны, «ударившись» в жанр музыкальных постановок. Так ею были поставлены фильмы-оперы «Борис Годунов» (1955) и «Хованщина» (1959)
Вера Павловна прожила долгую жизнь и скончалась 26 августа 1991 года, на восемь лет пережив своего супруга. А ее дочь, Марианна, тоже похоронившая мужа, живет сегодня в Лондоне…