Какой известный художник-передвижник погиб в ДТП? Часть вторая

Реклама
Грандмастер

В России и за границей особой популярностью пользовались жанровые исторические полотна Константина Маковского. При всей незатейливости их сюжета художник строго следовал исторической правде: одежда, оружие, посуда и интерьер на его картинах всегда подлинно историчны. Ему даже пришлось собрать большую коллекцию предметов старинного боярского и дворянского быта, качеству которой откровенно завидовали многие известные собиратели раритетов. Кстати, после смерти Маковского был проведен аукцион, на котором продали 1100 лотов, составленных из предметов его коллекции.

Пожалуй, первой крупной исторической работой стала написанная в 1883 году картина «Боярский свадебный пир в XVII столетии». В ней нет социальных мотивов, но костюмы и поведение персонажей, различные аксессуары и бытовые детали богатого боярского дома вызывают искренний интерес зрителей. Вслед за этой картиной последовала целая серия подобных полотен: «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем», «Смерть Ивана Грозного», «Поцелуйный обряд», значительное количество портретов боярынь и боярышень.

Реклама

Еще в конце 1870-х годов к художнику пришел международный успех. В 1878 году он впервые представил свои полотна в парижском Салоне, где вскоре получил право выставлять картины «вне жюри». В 1885 году на Всемирной выставке в Антверпене его картина «Боярский свадебный пир XVII столетия» получила высшую награду жюри и была куплена американским коллекционером. А в 1889 году на Всемирной выставке в Париже его картины «Смерть Ивана Грозного», «Демон и Тамара», «Суд Париса» были удостоены Большой золотой медали. Тогда же за выдающийся вклад в развитие живописи и деятельное участие в организации выставки правительство Франции наградило художника орденом Почетного Легиона.

Реклама

Картины Маковского не только пользовались повышенным интересом у иностранных любителей живописи, их охотно покупали. Особенно нравились иностранцам его картины с эпизодами боярского быта. Традиционно, его работы, представленные на зарубежных выставках, в Россию уже практически никогда не возвращались. И сегодня картины Константина Маковского занимают почетные места во многих зарубежных музеях и в частных коллекциях.

Среди исторических полотен мастера особняком стоит грандиозное полотно «Кузьма Минин на площади в Нижнем Новгороде призывает сограждан к пожертвованиям», часто для этой картины используют сокращенное название «Воззвание Минина». Поражает размер полотна 698×594 см. Мастер начал работать над ним в 1891 году в Нижнем Новгороде, а закончил только через 5 лет под Парижем, где специально купил большую мастерскую у художника В. Верещагина. Для того чтобы продемонстрировать эту картину на Нижегородской ярмарке в 1896 году пришлось построить специальный павильон. По свидетельству современников, картина вызвала небывалый ажиотаж, перед павильоном всегда стояла очередь, многие зрители приходили по несколько раз. Впоследствии картина была приобретена императором Николаем II и подарена Нижнему Новгороду.

Реклама

Долгие годы картина не демонстрировалась, для неё просто не было места. Зрители могли видеть уменьшенный авторский вариант (273×233 см.) в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга. В наши дни эта картина выставлена в отдельном большом зале, где её осмотр сопровождает удачно подобранная фонограмма. Если будете в Нижнем, обязательно зайдите в филиал Художественного музея на Верхневолжской набережной, где выставлена эта картина. Поверьте, она стоит потраченного на её осмотр времени. Обычно в этом же здании проходят выставки современных художников, в том числе и посвященные историческим событиям. Будет с чем сравнить.

Стоит отметить, что художник пользовался не только любовью публики, его всячески привечала и власть, награждая орденами и чинами. К пятидесятилетию своей творческой деятельности он получил чин действительного статского советника (в армии ему соответствовал чин генерал-майора).

Реклама

Константин Маковский любил жизнь во всех её проявлениях, он охотно посещал дружеские пирушки и официальные банкеты, пользовался успехом у женщин. Когда он в 1898 году третий раз женился, его супругой стала Мария Матавтина, родившая ему к этому времени уже троих детей.

К сожалению, художник трагически погиб, став участником крайне редких в то время ДТП. По свидетельству очевидцев, кучер экипажа, в котором ехал Константин Маковский, чем-то отвлекся и в экипаж на полной скорости врезался трамвай. Художника выбросило из экипажа, он ударился головой о мостовую и скончался. Произошло это на углу Садовой улицы и Невского проспекта. Похоронили Константина Егоровича Маковского на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Первая часть статьи

Реклама