Когда Фаина Андреевна Соколова увидела свое новое место работы, она ахнула. Перед ней стоял не то сарай, не то склад. А вокруг пустырь. И ни одного деревца. Соколовой захотелось заплакать от горечи и отчаяния. Ведь неслучайно она не хотела ехать сюда, прожив 5 лет в Алексине, в «родном» детском доме, где все было знакомо и привычно, чтобы оказаться перед этими развалинами…
В этом строении, двухэтажной серой «коробке», надо суметь устроить комнаты для детей, отвести место для воспитателей. Было это осенью 1948 года, 60 лет назад. Тонкая, стройная, с темной челкой, уже вдова, любимый муж Николай погиб в первый год войны. Она вздохнула, хотела рукой смахнуть нахлынувшие слезы, но почувствовала ладошки дочери Лиды и сына Вали на своей шее, услышала слова: «Мама, мы теперь тут жить будем? В таком некрасивом доме?» Улыбка тронула ее губы.
Фаина обняла детей: «Скоро сюда девочки приедут. У них родители погибли во время войны. Им наша помощь нужна. Вот мы и будем с вами уют создавать». Не в ее характере было уходить с полпути. Фаина Андреевна вместе с воспитателями целыми днями возили уголь, мыли, белили и чистили комнаты, доставали мебель, одежду и новую обувь. Соколова, оглядев свои новые владения, на колхозной лошади привезла землю из леса, чтобы рвы и остатки блиндажей сравнять.
Соколова всегда была за «смешанный» детский дом, чтобы мальчики и девочки жили на общих правах, но тогда… Поздней осенью представитель из Тульского отдела народного образования привез на машине сто девочек, ее первых воспитанниц. Все плохо одетые, молчаливые. Как же их таких собрать в один коллектив? Соколова посмотрела в сторону «представителя», но тот, заторопившись в город, сказал: «Ничего, ничего, привыкнут. Место тут хорошее. Одно слово — Ясная Поляна!»
Утром девочки услышали ласковый и негромкий голос Фаины Андреевны: «Девочки, пора вставать». Самая старшая из воспитанниц спросила: «А разве не будет сигнала?». Соколова присела к ней на кровать: «В доме, в семье по сигналу не встают. А вы и есть семья. Думаю, что одного слова мамы достаточно». Когда она вышла из спальни, девочки притихли, они раздумывали. Выходит, Фаина Андреевна для них «мама». Еще вечером она всех предупредила, что в детском доме отменяются все замки: на дверях, шкафах, чемоданах. Взглянув на девочек, сказала: «Мне и вам нечего прятать. Дома вы же не прятали свои вещи?».
В кабинете Соколовой всегда кто-то из детей играл, но она ни разу никого не отругала за беспорядок. Однажды сказала девочкам: «Ну вот, девочки, за вас никто убирать ваш дом не будет. Сами обязаны следить за порядком». Это был единственный в области детский дом, где не брали в штат нянечек-уборщиц. Кстати, от этого грязнее в нем не стало. Соколова исповедовала принцип: сам убираешь, меньше беспорядка. Соколова воспитала почти три поколения детей и уверена, что на детей не надо кричать, а вот доверять — обязательно.
Когда в детский дом приехали мальчики, забот у Фаины Андреевны прибавилось. Она активно взялась за строительство бани, кухни, столовой, водопровода. Без конца ездила по инстанциям, просила помочь средствами, людьми, но не всегда получала положительный ответ. «Как вы не можете понять, — говорила Соколова руководителям-тугодумам, — у детства есть недостаток: оно быстро проходит».
Фаина Андреевна, как потом вспоминала ее воспитанница Зоя Тимохина, сама ездила в Москву, чтобы привезти красивые ткани девочкам на платья. Соколова проводила короткие собрания каждую неделю, чтобы посоветоваться с детьми. Они совместно решали, что нужно купить для детского дома в первую очередь, как отметить предстоящий праздник, дни рождения, и, конечно, говорили об учебе.
Однажды в детском доме была елка. Дети ее всегда ждут с нетерпением. Но один из мальчиков разбил горшок с цветком и был наказан воспитательницей: лишен праздника. Разобравшись в ситуации, Соколова сама отвела плачущего ребенка в зал с елкой. Воспитательница с упреком возразила: «Вы подрываете мой авторитет, Фаина Андреевна!». На что Соколова ей ответила: «Как вы не понимаете, это же его первая елка!».
Сегодня Яснополянский детский дом посещают не только гости, друзья, но и просто любопытные. Всюду порядок и чистота, много цветов, по стенам развешаны картины детей. Как-то две молоденькие студентки прошли вдоль коридора, не встретив никого: было учебное время. Испуганные посетительницы спросили Фаину Андреевну: «У вас не воруют?». Соколова с усмешкой спросила их: «А вы что-нибудь взяли?». «Ну, что вы?» — услышала она в ответ. «Вот и другие не берут. Мы сами подарки делаем. У нас ребята с удовольствием их отдают гостям».
Заслуженный учитель школы РСФСР Фаина Андреевна Соколова проработала в должности директора около сорока лет. Сменила ее воспитанница этого детского дома, Татьяна Дмитриевна Алексеева. Но, даже покинув работу, Фаина Андреевна часто приходила в ставший уже родным, свой детский дом. Ушла из жизни она в 2005 году, в возрасте 86 лет.
В настоящее время у детского дома обширная территория, много разных сооружений, есть и жилые, и хозяйственные постройки, свои мастерские, овощехранилища, теплицы, гараж. Детский дом может похвастаться собственным водоемом для разведения рыбы, спортивными площадками.
Вот уже 10 лет Яснополянский детский дом по решению Министерства образования РФ является экспериментальной площадкой по изучению воспитания и образования детей. Работа эта проводится совместно с Тульским государственным педагогическим университетом. Но в ней также участвуют 60 школ России. Такие школы есть в Тольятти, Самарской области, Воронеже, Перми, Южно-Сахалинске и Находке.
Главная задача Яснополянского детского дома — создание условий для духовного развития ребенка. С недавнего времени детский дом приобрел новый статус, теперь он называется «Государственное образовательное учреждение «Яснополянский детский дом». Педагогический коллектив бережно хранит традиции детского дома, обновляя и совершенствуя их. Здесь стремятся привить воспитанникам навыки земледелия, создана школа юного фермера. Идет постепенное преобразование детского дома в центр «Детство», осуществляется переход от массовых форм обучения детей к формам семейным.
Опыт работы Фаины Андреевны Соколовой педагоги изучают до сих пор. Долгие годы она удивляла всех своей энергией, умением сделать счастливым каждого ребенка. Для многих она просто была умным и толковым директором, ловким хозяйственником. Действительно, сегодня в детском доме много ковров, красивая мебель, но не это главное.
Соколова сумела помочь детям забыть их горести и трагедии, она создала, не сразу, не в один день, проверенную сердцем и умом, новую систему воспитания, основанную на любви, доверии и уважении к детям. Неслучайно в музее детского дома до сих пор можно прочесть трогательные строки из писем ее воспитанниц.
Вот, что написала Фаине Андреевне выпускница Вера Митусова: «Наша милая мама! Прости нас за горести, которые мы причиняли тебе. Спасибо за твои добрые и понимающие руки. Спасибо за наше детство и юность, за счастье, которое ты дарила нам все эти годы». И таких писем много…
И до сих пор желающие посетить детский дом спрашивают прохожих: «А как пройти к «Дому Соколовой»?