До чего доводит грамотность, или Как возник орден иезуитов?

Реклама
Грандмастер

Игнатий Лойола (Иньиго Лопес де Рекальде де Онс-и-де Лойола), основатель ордена иезуитов, объявленный святым (в 1609 году), родился в Испании, в 1491-м. Ни о каком ранге святого он и не мечтал, был не слишком набожен, увлекался военным искусством. Собственно говоря, тринадцатому ребенку в семье не приходилось рассчитывать на наследство, оставалось лишь делать карьеру. Для дворянина столь древнего рода, как Лойола, были открыты два пути (то, что считалось «престижной, популярной профессией» в те времена). Молодой Лойола мог стать либо священником, либо военным. Он склонялся к военной карьере.

Может быть, из дона Иньиго получился бы неплохой рыцарь. Но — не судьба. Его будущее было определено тогда, когда замковый священник научил маленького Иньиго разбирать буквы. Правда, к чтению рыцарских романов молодой идальго приохотился самостоятельно. Они-то его и подвели.

Реклама

Сначала чтение привело дона Иньиго в армию. А если еще точнее, то и вовсе довели до военного столкновения. Когда молодой Лойола оказался в осажденной французами наваррской крепости, он ухитрился сорвать мирные переговоры.

Далее события в крепости развивались так, как и можно было ожидать: в результате атаки французов крепость была сдана. Правда, дону Иньиго так и не довелось принять участия в сражении (собственно, и сражение не состоялось). При обстреле крепости из пушек молодому идальго фантастически не повезло (как он считал в тот момент): пушечным ядром ему перебило правую ногу. Но судьба смеялась и считала, что этого недостаточно, и на левую ногу свалился обломок крепостной стены — вот еще одна травма.

Реклама

Что удивительно — дон Иньиго выжил. А ведь в те времена еще не знали об антисептиках, раны бинтовали, не обращая внимания на гигантские колонии бактерий и просто грязь. Мир не знал ни Пастера, ни Пирогова. Да и болевой шок… Что ни говорите, а дон Иньиго был незаурядным человеком. По крайней мере, его иммунная система явно получила благословение свыше.

Кости неправильно срастались. Врачи ломали их и вновь накладывали шины. На правой ноге под коленом появился костяной нарост, который спилили. Вдумайтесь — все операции проходили без наркоза. В наше время медсестра подходит со шприцем, а здоровенный дядя, косая сажень в плечах, жалобно интересуется: «Сестричка, а укол — это не больно?». Дон Иньиго безропотно переносил все. Он воображал, что как только его ноги станут здоровы, ему вновь будут доступны рыцарские подвиги.

Реклама

Увы, несмотря на всю самоотверженность дона Иньиго и старания врачей, одна нога осталась короче другой. О рыцарских подвигах можно было уже не мечтать.

Дон Иньиго был прикован к постели, делать ему было совершенно нечего. И, естественно, как человек, прикоснувшийся к грамотности, он захотел читать. В памяти еще бродили отрывки рыцарских романов и, хоть для самого идальго военная карьера стала уже невозможной, но никто не мог помешать ему окунуться в мир фантазий.

Одна беда — в замке не оказалось ни одного рыцарского романа. Книги в те времена были огромным дефицитом, куда большим, чем туалетная бумага во времена развитого социализма. Нашлись только Жития святых и Евангелия (судя по всему, это был богатый замок, книги были не только редки, но и очень дороги).

Реклама

Представьте, молодой человек, изувеченный на войне, фантазер с воображением Дон Кихота и с его же мечтаниями. Добавьте к этому тот факт, что наркоза в те времена не было, а вот наркотики — были. И широко использовались для обезболивания в послеоперационный период. Попросту говоря, дону Иньиго давали галлюциногены, чтобы снять боль (и заодно черную меланхолию). Подобные лекарства служили сразу двум целям: с одной стороны как анальгетики, а с другой — как психотропные препараты, своего рода аналог современных антидепрессантов. И приплюсуйте к этому коктейлю Жития святых.

Каков оказался результат? Вот именно.

Дон Иньиго отбросил мечты о подвигах Ланселота, в его снах уже не являлись прекрасные феи, вручающие волшебный меч. Зато появились святые. В конце концов, дон Иньиго увидел Мадонну с младенцем Иисусом на руках. Это был Знак, которому он не мог не повиноваться — уже изрядно подогретый беспрерывным чтением святых книг, собственным воображением и постоянными видениями (кстати, эти видения посещали его до конца жизни, Лойола считал их посланиями из мира святых).

Реклама

Знаете, Лойола мог бы послужить прототипом персонажа, еще более одиозного и неадекватного, чем знаменитый Дон Кихот. Ведь он в жизни, а не в воображении автора, совершил множество деяний, которые нужно рассматривать не историку, но психиатру — в качестве выписки из истории болезни.

Обратившись к религии, Лойола был так же неистов, как и при обращении к рыцарству. Он считал, что должен мучиться больше, чем все предшествующие ему христианские мученики. Он был уверен, что обязан молить Господа о прощении — грехи молодости не давали спокойно спать по ночам.

В России Лойола стал бы юродивым при каком-нибудь храме, а храм гордился бы подобным приобретением — у нас любили подкармливать при храмах юродивых, они всегда привлекали прихожан пророчествами и неожиданными, шокирующими заявлениями.

Реклама

Но Лойола жил не в России, поэтому стал для начала просто нищим. Он считал, что все блага материальные следует раздать, а питаться подобно птичкам Божьим: послали червячка, оно и ладно, не послали — тоже хорошо, не нужно отвлекаться на еду от молитвы.

В 1523 г. Лойола ухитрился осуществить свою мечту — он добрался до Иерусалима. Это была катастрофа. Ведь Лойола не говорил ни на одном языке, кроме испанского. Да и на испанском — подобно русским юродивым, так что разобрать его речи было сложно даже соотечественникам. А ведь он жаждал проповедовать, обращать язычников в истинную веру. Закончилась эта жажда тем, что Лойолу депортировали в Европу по приказу ордена Святого Франциска — как человека, не имеющего понятия о богословии, пытающегося проповедовать и впадающего в ересь.

Реклама

У любого бы опустились руки. Но не у Лойолы. Он начал учиться. Он учился в Испании, а потом во Франции, в Сорбонне. И везде занимался агитацией, находил последователей. Причем, поиск последователей осуществлялся по весьма интересному принципу — финансовому и образовательному. В первую очередь Лойола искал спонсоров, во вторую — специалистов в богословии. В конце концов ему удалось создать очень мощную группу учеников.

И вот тут-то — в 1537 году — Лойолу озарила совершенно гениальная идея: он обратился к папе Павлу III. Католическая церковь переживала спад, и Павел III ухватился за нежданных помощников, благословил «Иисусову фалангу».

Лойола сокрушил всех врагов, Общество Иисуса выдвинулось на первое место в совершенно неожиданной области — в образовании. Ведь Лойола искусно подбирал своих последователей, и у него в конце концов собрались лучшие умы. Орден иезуитов процветал. Он плел политические интриги, участвовал в начинаниях всех правителей. Влияние ордена распространялось даже на Россию (через Польшу). Орден наложил руку на весь мир.

Реклама

Да, бывали и черные времена для ордена: его запрещали, ликвидировали, им пугали детей. Но орден оказался так же живуч и упрям, как и его создатель. И ухитрился выжить даже в наше время.

Сам же Лойола умер в 1556 году, оставив могучую организацию. Кроме того, остались принципы обучения, создания организаций, мотивации персонала, которые вполне можно рекомендовать к использованию в любой современной фирме или учебной структуре.

Бывший юродивый, бывший нищий, бывший рыцарь, бывший игрок и распутник умер одним из самых могущественных и почитаемых людей на земле, был провозглашен святым, и имя его не затеряется в веках.

Реклама