Кого из современных режиссеров называют мастером иронического детектива?

Реклама
Грандмастер

10 сентября 1938 года, 70 лет назад, в Ленинграде, в семье Марка Татарского родился сын, названный Евгением. О том, как его семья жила в войну, Евгений Маркович распространяться не любит. Как и о том, как после окончания школы он поступал в театральный. Не получилось, и в 1956 году он оказался в Ленинградском гидрометеорологическом институте. Впрочем, в том, что это не его стезя, Женя убедился еще на втором курсе, он перестал посещать лекции и был отчислен.

Районный военный комиссар словно этого и ждал. Вскоре Татарский-младший получил повестку с предписанием такого-то числа явиться в военкомат вместе с вещичками и сухим пайком на три дня. Мог ли он избежать службы? Наверное, да, но решил отдать долг Родине безо всяких дураков. Позже армейская служба (а в начале 60-х годов она длилась три года) сыграла свою положительную роль. Татарский стал куда ответственнее относиться ко всему.

Реклама

Рабочим не слабо пойти…

После службы Женя решил поступать в театральный. Он был не просто уверен, а скорее «самоуверен» в своих силах. Поэтому ничего удивительного в то, что он провалился. Но опять не растерялся, а устроился работать чернорабочим на киностудию «Леннаучфильм», присматривался к будущей профессии, что называется, изнутри. Примечал, в чем заключается та или иная специальность. Через год он стал ассистентом режиссера, в качестве которого проработал три года. И только потом перебрался на «Ленфильм».

Практически в тот же период Татарский стал студентом режиссерского факультета ленинградского института культуры, правда, работу на «Ленфильме» не оставил, а учился заочно. В 1969 году, как только сдал последний экзамен в институте, Евгений тут же подал документы в Театральный институт. Его приняли сразу на третий курс. А спустя два года, когда наступила пора выбирать дипломную работу, Татарский впервые всех удивил: он выбрал рассказы Виктора Драгунского. Комедия, названная по одноименному рассказу писателя — «Пожар во флигеле, или Подвиг во льдах», вопреки всему не только стала одной из любимых у советских детей, но спустя полгода победила на фестивале телефильмов в Каннах.

Реклама

Фартовый режиссер

А дальше судьба начала возвращать молодому режиссеру долги за долготерпение и настойчивость. Во-первых, победителей Каннского кинофестиваля в СССР были считанные единицы. Так что к Евгению начали относиться на родной киностудии с неподдельным уважением. Во-вторых, у руководства киностудии возникло ощущение, что у парня легкая рука, и все, что он не снимет, обречено на успех.

Так, директор студии достал со своей «полки» сценарий, который пылился у него лет десять. Назывался сценарий «Золотая мина», по нему и было решено снять фильм.

С актерским составом проблем не возникло, в силу «фартовости» молодого режиссера. О таком актерском ансамбле мог мечтать любой. Одни имена чего стоят: Олег Даль, Михаил Глузский, Евгений Киндинов, Олег Ефремов, Лариса Удовиченко, Любовь Полищук, Игорь Дмитриев, Игорь Янковский, Жанна Прохоренко. Среди фильмов детективного жанра «Золотая мина» заняла свое достойное место. Вот только один комментарий об этой картине: «Фильм этот знаю почти наизусть, но каждый раз смотрю „от“ и „до“ с удовольствием. Хочу обратить внимание, как ощущается та атмосфера 70-х, Ленинград, лето, автомобилей мало, люди еще не забуревшие… И что интересно, всякий раз что-то новое, какой-то штришок можно отыскать…»

Реклама

Словом, второй, по сути, фильм, и снова удача. А тут еще раз удача улыбнулась. Однажды Татарский пришел в гости к главному редактору объединения телевизионных фильмов Никите Черсткову. Играли в шахматы, вдруг Евгений обратил внимание на то, что на столе у него валяется какой-то сценарий. Взял и ахнул! Это было «Приключение принца Флоризеля».

И снова к нему «записался» великолепный актерский ансамбль: Олег Даль, Донатас Банионис, Игорь Дмитриев, Любовь Полищук, Елена Соловей, Михаил Пуговкин, Владимир Басов, Елена Цыплакова. Не хочу скрывать, с повестью «Клуб самоубийц» я познакомился уже после просмотра фильма. Все было сыграно, как по нотам, а Олег Даль в роли принца Флоризеля необычайно органичен.

Реклама

Правда, не все было так уж гладко: автору сценария подбор актеров очень не понравился, так что они с режиссером много друг у друга крови попили. А когда фильм был отснят, снова развернулась «война интересов» — Татарскому предложили озвучивать Даля таким образом, чтобы принц Флоризель не казался таким симпатичным. И даже кандидатуру подобрали для «озвучки» — Зиновий Гердт. К счастью, Татарский нашел выход из положения…

Сценарии сами его находили?

А дальше, как я уже сказал, был целый ряд интереснейших находок. Чем не симпатичен, к примеру, фильм: «Джек Восьмеркин — американец», пронизанный тонким юмором, настоящий шарж на злобу дня? И, конечно, один из любимейших моих телефильмов, своеобразный сериал о Ниро Вульфе. Кстати, продюсер фильма — небезызвестный Сергей Жигунов — проявил недюжинное терпение. Евгений Татарский снимал тогда «Ментов», «Убойную силу», и Жигунову пришлось подождать, пока режиссер не освободится…

Сегодня Евгению Татарскому — 70 лет. На мой взгляд, возраст мудрости. А, значит, мы вправе ожидать от маэстро, возглавляющего Союз кинематографистов Санкт-Петербурга, новых интересных кинокартин…

Реклама