Кто из русских при жизни был провозглашен «Белым отцом» индейцев? Часть 1

Реклама
Грандмастер

Сегодня в рамках проекта «Соотечественники» я хочу представить человека, который многое успел как у себя на Родине, в России, так и в далеком от наших краев Парагвае. Он участвовал в нескольких войнах как в Европе, так и в Южной Америке, и стал дважды генералом: российской и парагвайской армий.

Возможно, вы уже слышали об этом человеке, а если нет, то познакомитесь с еще одной удивительной судьбой.

Иван Тимофеевич Беляев родился 19 апреля 1875 года в Санкт-Петербурге, в казармах Лейб-гвардии Измайловского полка. Отец мальчика — Тимофей Михайлович, служил во 2-й Лейб-гвардейской артиллерийской бригаде, а роды у мамы начались так стремительно, что только и успели вызвать к ней полкового медика, который, впрочем, благополучно их принял.

Реклама

Но недостаток квалификации врача во время родовспоможения сказался практически сразу: у молодой женщины началась родильная горячка. И как ее ни пытались спасти, на пятый день после рождения младшего сына (всего в семье было шестеро детей) она скончалась на глазах безутешного мужа. Так уже на пятый день младенец лишился матери…

Мать заменили… книги

К тому времени, когда он чуть подрос, отец уже был женат вторым браком. Но мачеха не обращала ровным счетом никакого внимания на детей, в том числе и на самого маленького, а потому лучшими друзьями мальчишки с пяти лет стали книги. Тоскуя по самой любимой, которую он совершенно не знал, он жадно пытался узнать о своих предках по материнской линии.

Реклама

О, это были славные мужи Отечества. Один прадед — Леонтий Федорович Трефурт, дипломат екатерининской школы, был адъютантом Суворова и принимал участие в знаменитом Итальянском походе. Другой — А. И. Эллиот, потомок старинного шотландского рода, приехал в Россию по приглашению Екатерины II для воссоздания российского флота, и отличился в сражениях при Чесме и Наварине.

Надо ли говорить, какие гены бушевали в подростке? Он буквально грезил походами, мечтая о сражениях, в которых в пух и прах разбивал всех врагов. Отец по его просьбе купил ему целый «полк» оловянных солдатиков, которые по мановению руки будущего полководца выстраивались боевым порядком прямо на полу. Особенно любил малыш разыгрывать сражение храбрых парагвайцев против аргентинцев и бразильцев в их освободительной борьбе 1864−1870 годов, когда силы были явно на стороне захватчиков, но это не смущало южноамериканских индейцев, которые бились до последней капли крови.

Реклама

А сколько было радости, когда мальчик на старом запыленном чердаке вдруг обнаружил архивы прадеда Леонтия Федоровича, в которых, на его счастье, оказалась подробнейшая карта столицы Парагвая Асунсьона, датированная далеким XVII веком! Теперь он отчетливо представлял каждый изгиб улиц, на которых происходили сражения.

Кадет Беляев говорил на испанском

По достижении им определенного возраста отец определил сына в кадетский корпус. Как показали дальнейшие годы, кадет Беляев был очень целеустремленным юношей.

Во-первых, он очень тщательно готовился к каждому занятию и никогда, в отличие от своих сокурсников, не роптал против муштры и некоторого разнообразия строевых занятий. А во-вторых, ему удалось упросить отца, чтобы тот разрешил сыну занятия с одним из дальних родственников — академиком Сергеем Федоровичем Ольденбургом по географии и антропологии.

Реклама

И, наконец, Иван успевал поглощать одну за другой книги об индейцах. Стараясь как можно больше узнать об их истории, обычаях, а для того, чтобы узнавать больше, начал изучать испанский язык. Напомню, что речь идет о 15-летнем юноше!

К моменту поступления в Михайловское артиллерийское училище Ивану показалось мало знания только испанского языка, он взялся и за европейские (французский он знал еще по гимназии). А индейцы никуда не исчезли из его жизни, напротив, к своему 20-летию он считался одним из самых профессиональных экспертов в России!

И уроки Ольденбурга не прошли даром. Беляев хотел изучать географию России, подготовил прекрасный доклад, и по рекомендации профессоров Богуславского и Мушкетова был принят в Императорское Географическое общество. Теперь к лекциям в военном училище добавились еще и лекции знаменитого путешественника Семенова-Тяньшаньского.

Реклама

Вот только послужить сразу после выпуска парню не довелось. Его сердце не выдержало перенапряжения интенсивной учебы, начало давать сбои. Он обратился с рапортом к начальству с просьбой предоставить отпуск для поправки здоровья на Кавказе. Но и в горах он не мог остаться без работы — написал брошюру «На земле хевсуров» о племени, которое считается в Грузии потомками крестоносцев.

Новый страшный удар

Впрочем, очень долго заниматься исследованиями на Кавказе у Беляева просто не было возможности. Во-первых, шла русско-японская война, и он, естественно, рвался в бой. Во-вторых, в самое сердце его поразила любовь. Избранница Ивана ответила ему согласием, молодые люди поженились, вот только счастье длилось недолго. Юная супруга внезапно заболела и (как тут не провести аналогию с матерью) скончалась у него на руках.

Реклама

Как пережить этот удар? Только новыми перегрузками, чтобы некогда было думать о безвозвратной потере. Но для начала Беляев снова пишет рапорт. На этот раз об отставке, ввиду того, что он собирается отправиться военным инструктором в… Парагвай. Именно там он надеялся спрятаться от своего горя…

К счастью, этому рапорту ход дан не был. Ивану Тимофеевичу сказали: твой талант нужен в России. Именно в этот тяжелый для Родины час. Предстояла военная реформа, и кому, как не прогрессивным, талантливым офицерам ее проводить? И артиллерист Беляев вновь с упоением взялся за работу.

На этот раз плод его труда — Устав горной артиллерии, горных батарей и горно-артиллерийских групп. Над ним он трудится несколько лет, тщательно моделируя ситуации, которые могут возникнуть на поле боя. Говорят, любой воинский устав написан на крови. Может быть, и так. Только он пишется еще и сердцем, как было в случае с Иваном Тимофеевичем.

Реклама

Любовь или служба?

В 1913 году этот Устав был принят Российской армией. И как бы в награду за кропотливый труд Беляеву снова улыбается счастье — он встречает Сашеньку Захарову, которая отвечает на его любовь любовью. Но вот незадача: юная возлюбленная — дочь купца, а значит, женившись на ней, Беляев будет вынужден расстаться со своим гвардейским полком.

Очень нелегкий выбор. Но Иван сделал его в пользу семьи. На службе поставлен крест. Однако и на этот раз счастье длилось очень недолго — вспыхнула Первая мировая война, и офицер Беляев отправляется на фронт, в Карпаты. Во время одного из боев, в 1915 году, он представлен к ордену святого Георгия за спасение батареи и личное руководство атакой. Спустя время — новый Георгий за участие в знаменитом Брусиловском прорыве, в котором Беляев командует дивизионом тяжелых гаубиц.

Реклама

Казалось бы, Родина не забывает о почестях. Но Беляева гложет совсем другое: еще после Карпат он подал рапорт начальству о необходимости создания в глубоком тылу запасных полков, где бывалые воины могли бы «подтягивать» необстрелянную молодежь, тем самым способствуя уменьшению жертв в первом же бою. Но этот рапорт остается без внимания…

В 1917 году Беляеву присваивают звание «генерал-майор». Но вслед за этим — февральская революция, приказ № 1 Петроградского Совета (отмена прав начальника, избирательный порядок в армии, отмена отдания чести, контроль солдатских масс над офицерами). Только слепой не мог видеть, что все это приведет к развалу и гибели армии.

Беляев был убежденным монархистом, поэтому социалистическую революцию не принял. Но и в Белом движении он, извините, за каламбур, был белой вороной. Когда белогвардейцы начали цинично грабить крестьян, Иван Тимофеевич ввел заградительные отряды, препятствующие мародерству.

Реклама

Белая ворона

Безусловный талант генерала Беляева ценили все его соратники по борьбе с большевизмом. При этом они еще и отмечали, что Иван Тимофеевич не был запятнан безвинной кровью, голосу пушек он предпочитал голос переговоров. Но, как известно, Белое движение было обречено. Дон, Кавказ, Крым, Новороссийск — последний путь Беляева по горячо любимой им России. А дальше — корабль и… Константинополь.

Так завершилась российская эпоха жизни Ивана Тимофеевича Беляева…

Продолжение следует

Реклама