В Киеве большое влияние на юношу оказал живописец Виктор Васнецов, принимавший участие в росписях Владимирского собора. Разглядев у Александра первые проблески таланта, он посоветовал ему поступать в Академию художеств. Но для этого нужна была солидная подготовка. Здесь-то и возник конфликт с отцом, который отдал сына на обучение к иконописцу, а об академии и слышать не хотел. Пришлось пятнадцатилетнему подростку уйти из дома, чтобы самостоятельно зарабатывать деньги на учебу.
Самостоятельная жизнь оказалась ой как не легка. Пришлось жить впроголодь, ночуя где придется. Даже крепкий молодой организм не выдержал, и Александр тяжело заболел. Хорошо, что вмешались Адриан Прахов и Виктор Васнецов, которые дали денег на лечение и уговорили Александра Мурашко (отца) узаконить отношения с матерью Саши и заняться судьбой сына. Вскоре сыграли свадьбу, и Мурашко усыновил собственного сына, дав ему свою фамилию. А затем стал оплачивать его подготовку к поступлению в академию.
В этот период Александр буквально жил в школе рисования своего дяди. Стоит отметить, что «Рисовальная школа Н. Мурашко» была в то время единственным художественным учебным заведением в Киеве. В ней преподавали известные украинские художники Платонов, Пимоненко, Попов, Селезнев. Не чурались провести занятия с начинающими живописцами и российские корифеи, часто наезжавшие в Киев. Практические уроки в школе давали Ге, Крамской, Поленов, Репин, Мясоедов, Чистяков.
С рекомендательными письмами от Прахова и Васнецова осенью 1894 года отправился Александр Мурашко в Петербург. Но подготовка оказалась недостаточной, поступить в академию не удалось. К счастью, при академии было открыто Высшее художественное училище, куда юношу приняли. А через два года сбылась давняя мечта, Александр стал слушателем академии, причем поступил в класс к Илье Репину.
По началу отношения с Репиным у него не сложились, возможно, сказалась излишняя самоуверенность начинающего, но явно талантливого живописца. Александр даже собрался перейти в класс к Мясоедову или к Маковскому. Но привезя после лета, проведенного в деревне, этюды, которые искренне похвалил Репин, решил учителя не менять. Решение оказалось правильным, под руководством Ильи Ефимовича он получил все положенные в годы ученичества медали, чтобы выйти на конкурс, победа в котором давала право на трехлетнюю поездку за границу за счет академии.
А конкурс предстояло выдержать не шуточный. Вместе с Мурашко в нем участвовали Кустодиев и Малявин, чья известность, как и у Александра, была еще впереди. На конкурс он представил картину «Похороны кошевого», на выбор сюжета которой возможно повлияли репинские «Запорожцы, пишущие письмо…».
Конкурс Мурашко выиграл, получил большую золотую медаль, а с ней и желанную командировку. По традиции он посетил Рим и Венецию, но надолго обосновался в Мюнхене и в Париже, где продолжал совершенствовать мастерство, работая в мастерских известных европейских живописцев.
Пожалуй, самым успешным этапом его командировки стал парижский период. В Париже им было написано несколько интересных работ и масса этюдов. Парижские картины, выставленные на выставке в академии, были тепло встречены зрителями, а главное, академическими педагогами, которые поздравляли не только Александра, но и Репина, воспитавшего достойного ученика. Картину «Кафе» из этого цикла академия купила для своего музея.
Окрыленный первым успехом, Александр примкнул к группе выпускников Академии художеств, которая создавала «Новое общество художников». Среди учредителей общества были уже известные живописцы Д. Кардовский, Н. Латри, М. Петров и другие. В феврале 1904 года прошла первая выставка «Нового общества». Затем выставки стали проводиться постоянно, причем в различных городах России. Именно эти выставки сделали имя Александра Мурашко известным российским ценителям живописи.
Но подлинный успех, причем европейский, ждал его в 1909 году, когда на десятой Международной выставке в Мюнхене Александр представил картину «Карусель», получившую золотую медаль. Казалось бы, незамысловатый сюжет, но как мастерски его передал автор, сумев удивить даже искушенную в живописи европейскую публику. Вот как он сам описывал работу над этой картиной: «Мне хотелось передать весь вихрь движения карусели, весь блеск ее балаганных украшений, стыдливость и радость деревенских девушек, которые впервые попали в город, накупили себе городских обнов, нарядились и впервые в жизни сели на деревянных коней карусели».
Многочисленные европейские художественные издания поместили цветные или черно-белые репродукции картины на своих страницах, а некоторые даже вынесли их на обложки. В первые дни работы выставки «Карусель» была приобретена Королевской галерей Будапешта, а её автору посыпались предложения о проведении персональных выставок в Мюнхене, Кельне, Дюссельдорфе. Пригласили его представить свои работы и на девятую Международную выставку в Венеции в 1910 году.
Работы русского художника (это сейчас мы называем его украинским, хотя он яркий представитель русской художественной школы) раскупались прямо с выставок. Последовали престижные заказы. К сожалению, многие его работы мы можем теперь видеть только в репродукциях, так как они рассеялись по всему свету, оказавшись и в общедоступных галереях, и в закрытых частных коллекциях. Иногда его полотна «всплывают» на аукционах, вызывая яростную борьбу за их приобретение между «новыми» украинцами и «новыми» русскими.
Европейская известность не могла не вызвать отголосков и в России. Иметь портрет, написанный Александром Мурашко, стало престижно. Вместе с заказами появился и достаток, а также возможность работать для души, писать то, что волнует. В этот период художник с удовольствием пишет сельские картины и портреты крестьян, стараясь передать их душевную чистоту, житейскую мудрость и нелегкую долю.
Появилась возможность заняться и преподавательской работой. В 1909−12 годах он преподает в Киевском художественном училище, созданном на базе «Рисовальной школы Н. Мурашко». В 1916 году Александр стал одним из основателей «Товарищества киевских художников», на базе которого его создатели планировали учредить Академию художеств. Удивительно, но им удалось это сделать осенью 1917 года. Александр Мурашко даже успел несколько месяцев исполнять обязанности её ректора. Кроме того, он успел сделать то, о чем мечтал уже давно — открыть свою художественную студию. И осенью 1918 года «Художественная студия А. Мурашко» распахнула двери для молодых любителей живописи, причем в ней сразу же приступили к занятиям почти сто человек.
К сожалению, жизнь талантливого художника и педагога оборвала нелепая случайность. 14 июня 1919 года Александр Александрович Мурашко погиб от бандитской пули, когда с женой возвращался поздно вечером домой.