Кто совершил более четырёхсот прыжков с монгольфьера?

Реклама

Осенью 1797 года французский воздухоплаватель Жак Гарнерен поднялся на воздушном шаре над пригородом Парижа и приземлился на землю под куполом парашюта. Впервые в истории человек доверил свою жизнь парашюту.

Намного позже, в 1891 году, в газетах появляется имя парашютиста из Российской империи — Юзефа Маврикиевича Древницкого.

Родился он в Польше в 1867 году, а вся жизнь его прошла в России. Готовился к деятельности юриста, а стал парашютистом-воздухоплавателем и всю жизнь, как и его брат Станислав, посвятил этому новому и крайне опасному тогда делу. Юзеф Маврикиевич был образованным человеком. Вторым его призванием была журналистика. Одно время он работал и как профессиональный журналист в киевских, казанских, московских газетах. Его воспоминания о приключениях в воздухе, опубликованные во многих русских газетах, читаются с захватывающим интересом.

Реклама

В 90-х годах прошлого века много писали о прыжках братьев с воздушного шара. Их парашюты раскрывались над множеством городов. Тысячи людей наблюдали фантастическое тогда зрелище: человек с головокружительной высоты бросался вниз с матерчатым «зонтом» и вскоре достигал земли.

Жизнь Станислава Древницкого была недолгой. Летом 1895 года в Витебске, поднимаясь в воздух, он на небольшой высоте сорвался с шара и разбился. Но гибель брата не повлияла на Юзефа Древницкого, не заставила его бросить любимое дело. Прыгал Юзеф Древницкий с воздушного шара — монгольфьера, который перед полетом наполняли дымом и горячим воздухом. Древницкий не случайно выбрал именно «допотопный» монгольфьер. Такой шар можно было наполнить где угодно, вся подготовка полета на монгольфьере дешевле.

Реклама

Взлётная площадка устраивалась обычно в городских садах, на ипподромах. Совершив два-три прыжка, Древницкий переезжал в другой город.

Вход на взлётную площадку был платным. Но особого дохода это не приносило, так как зрители предпочитали собираться за площадкой и оттуда наблюдать за полётом.

Древницкий не поднимался выше 600 метров. Потянув за центральную стропу, он отделялся с парашютом от шара. Через две, три секунды парашют раскрывался, а покинутый монгольфьер переворачивался и падал, оставляя за собой шлейф дыма.

Полная риска жизнь Ю. Древницкого несла с собой массу приключений, иногда он бывал на грани гибели. Не раз его монгольфьер, стоивший немалые деньги, воспламенялся во время наполнения и сгорал. Однажды в Самаре шар загорелся в воздухе, и Древницкого спас лишь парашют. Случалось, Древницкий опускался на воду и тонул. «Приземление» же на крыши домов (ведь прыжки совершались почти всегда над городом), на деревья и трамвайные провода было обычным делом.

Реклама

В 1897 году в Калуге произошел такой случай. В воздухе старый монгольфьер лопнул. Древницкий тотчас же отделился с парашютом. Высота была незначительной, и казалось, аэронавт разобьется. К счастью, парашют успел раскрыться. На этом полете присутствовал К. Э. Циолковский, причем полет Древницкого был единственным увиденным им до революции полетом.

В августе 1913 года Петербургское телеграфное агентство известило о катастрофе, постигшей Древницкого. Случилось это 27 августа в Нижнем Новгороде в Лубянском саду. День был холодный и ветреный. Шар наполнялся плохо. Не определив точно направление ветра, он наскоро уцепился за кольцо — трапецию и скомандовал: «Пускай!» Ветер понес монгольфьер на телефонные провода. Древницкий был отброшен на крышу какого-то павильона. Встать сам он не смог, и его на носилках вынесли из сада.

Реклама

Долго лечиться Древницкому не пришлось. Из-за отсутствия средств он не был помещен в больницу. В октябре полубольной Древницкий уже снова отправился в Вильнюс, а затем в свое традиционное турне по южным городам России.

К 1910 году у Древницкого насчитывалось более четырехсот прыжков с парашютом — цифра солидная и в наши дни. В то время это был мировой рекорд.

Первая мировая война положила конец полетам отважного аэронавта. В 1917 году он тяжело заболел и незадолго до Октябрьской революции скончался.

Реклама