Грек Иоаннис (Янис) Канидис родился 1 января 1930 года в селе Малая Ирага Тетрицкаройского района Грузии, где его отец работал председателем колхоза. Для жителей Беслана он был Иваном Константиновичем Каниди, многие годы преподававшим физкультуру в средней школе № 1. Эту профессию он выбрал в молодости, окончив факультет физвоспитания Ордженикидзевского (Владикавказского) пединститута имени Хетагурова в 1953 году, и оставался верен ей всю жизнь.
Иван Каниди с детства увлекался спортом, хорошо играл в футбол, занимался легкой атлетикой и боксом, участвовал в велогонках. С удовольствием занимался с детьми, прививая им любовь к спорту. Даже инвентарь для секции баскетбола, которую вел в школе, зачастую закупал на собственные деньги. Несмотря на 74-летний возраст по-юношески стройный физрук не спешил уходить на пенсию. Многие жители Беслана называют Ивана Константиновича своим любимым учителем, к которому, даже став взрослыми, они приходили рассказать о своих жизненных проблемах, попросить совета.
1 сентября 2004 года Иван Константинович вместе со всеми пришел на школьную линейку. Так он поступал уже многие годы, зная, что в школе его ждет любимая работа и ученики, которым спорт, несомненно, станет важным помощником в жизни. Он не мог и предположить, что у школы его ждет встреча не только с учениками и их родителями, но и с вооружёнными террористами. Когда начался захват заложников, боевики предложили ему уйти, но Каниди остался со своими учениками, чтобы попытаться спасти их жизни.
Нескольких ребятишек Каниди спас еще в первые минуты захвата заложников, когда смог закрыть их в одной из школьных комнат, откуда они позже смогли бежать. В спортзале, куда боевики согнали заложников, он всеми силами пытался облегчить участь детей, добиваясь, чтобы террористы дали им хоть немного воды. Он открыто заявлял боевикам, что они не кавказцы и не мужчины, раз воюют с женщинами и детьми, за что был жестоко избит. При нем был убит учитель труда Александр Михайлов, который тоже пытался противостоять террористам, но и это Каниди не остановило. Еще в первый день захвата он перенес сердечный приступ, но продолжал всеми силами поддерживать слабеющих от жары и отсутствия воды детей. По свидетельству выживших, он умудрился обезвредить одно или два взрывных устройства, предварительно закрыв их своим телом, чтобы предотвратить разлет осколков, если произойдет взрыв.
Как всегда окруженный детьми, он внушал им, что помощь придет, и этот ужас скоро закончится. Когда начался штурм, а в спортзале прозвучали взрывы, защищая детей, Каниди вступил в схватку с боевиком, который собирался стрелять в школьников из автомата. Он успел схватиться за ствол автомата, и первая очередь ушла не в детей, а в остатки потолка, нависавшего над спортзалом. Схватка была неравной, но какие-то секунды он выиграл, давая возможность детям выскакивать из уже пылающей школы. Говорят, что он так и не выпустил ствол автомата, который до последнего мгновения отводил в сторону от детей. Не сумев в открытом противоборстве справиться с человеком, который по возрасту явно был старше его в несколько раз, боевик выхватил пистолет и несколько раз выстрелил в упор.
О подвиге учителя, который, несмотря на солидный возраст, смело противостоял боевикам, после бесланской трагедии с удивлением писала западная пресса. А правительство Греции даже решило выделить средства на строительство в Беслане школы его имени.
9 декабря 2004 года Иван Константинович Каниди был посмертно награжден Почетным знаком Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации «За защиту прав человека». В представлении к награде говорилось: «Оказавшись в заложниках, Иван Константинович обезвредил два взрывных устройства; до последней минуты своей жизни спасал детей, заслоняя их собой. Террористы предложили ему покинуть школу, учитывая его преклонный возраст, но он отказался оставлять детей в беде. Во время операции по освобождению учащихся Иван Константинович погиб от рук террористов».
Еще за несколько лет до трагедии один из учеников Каниди написал стихи, посвященные своему учителю:
Словно в храм, я входил благовейно в спортзал,
И на миг, замерев у порога,
Я — счастливейший самый — в тот мир попадал,
Где, казалось, владения Бога.
Ну, а Бог наш спешил к нам на помощь всегда,
Если мы не в ладах были с волей,
И учил нас великой молитве труда
Через пот, через слезы и боли.
Строки наивны, но искренни, в них глубочайшее уважение и признательность к Учителю, который пронес это высокое звание через всю жизнь и даже в смерти остался ему верен.