Кто такая Эмилия Плятер?

Реклама

Вы помните фильм «Гусарская баллада»? Конечно, помните. Разве можно забыть бравого поручика Ржевского, ставшего впоследствии одним из популярнейших героев анекдотов. Молодой Юрий Яковлев в этой роли просто неподражаем.

Но особую симпатию вызывает, конечно, Шурочка Азарова в исполнении одной из самых красивых актрис советского кино Ларисы Голубкиной. Помните, как она, ради того, чтобы быть рядом с любимым, переодевается в гусарский костюм и отправляется на войну против Наполеона?

Красиво смотрится очаровательная Голубкина в гусарском костюме, но наивно выглядят моменты фильма, когда закаленные в боях гусары не различают под ним девушку. Однако фильм от этого не теряет своей прелести.

Реклама

Но я сегодня хочу рассказать не о фильме, хотя о нем можно говорить много и с упоением, и даже не о его героях. Мой рассказ совершенно о другой женщине, об Эмилии Плятер, которая тоже не побоялась надеть на свои хрупкие плечи мужскую военную форму.

Историей ее судьбы я заинтересовалась совершенно случайно. Не так давно побывала я в местечке Ликсна, что расположено в окрестностях Даугавпилса, второго по величине города Латвии. Знаменито это место старым парком и развалинами замка графского рода Плятеров. Прогуливаясь по тенистым аллеям графского парка, я наткнулась на камень, на котором были выбиты слова: «Эмилия Плятер. 1806−1831».

Рядом располагалась информационная доска с информацией об этой удивительной женщине. После поездки в Ликсну я буквально «заболела» историей Эмилии Плятер, прославившейся как участница революционно-освободительного восстания Польши 1830−1831 годов.

Реклама

Эмилия Плятер родилась 13 ноября 1806 года в городе Вильно (нынешнем Вильнюсе) в семье богатого и старинного графского рода, имевшего в своих владениях поместья в Польше, Литве, Латвии, Белоруссии. Когда Эмилия была еще совсем маленькой, ее семья перебралась в свое поместье в упомянутой мной Ликсне. Здесь и прошли детские годы девочки.

В замке имелась прекрасная библиотека. Эмилия рано увлеклась чтением, читала книги по истории, о знаменитых людях. Любимой ее книгой стала книга о Жанне Д’Арк. Чтобы быть похожей на свою героиню, Эмилия с детства училась фехтовать, стрелять, скакать на лошади. Она будто чувствовала, что эти умения ей пригодятся в будущем.

Несмотря на свое графское происхождение, девушка не считала зазорным общаться с простым народом, искренне переживала о его тяжелой доле. Поэтому нет ничего удивительного в том, что когда началось ноябрьское, как его называют в истории, восстание в Польше, Эмилия не могла остаться в стороне. Она оставила все: богатство, привольное житье и отдала себя делу освободительного восстания. Для того чтобы быть в центре борьбы, Эмилия направляется в Вильно.

Реклама

Обрезав свои шикарные косы и переодевшись в мужской костюм, девушка объезжала ближайшие деревни, призывая крестьян к восстанию. Как пишут свидетели, Эмилия Плятер собрала отряд количеством в 280 стрелков, 60 конных, несколько сотен пеших бойцов. Партизанский отряд под руководством хрупкой, молодой девушки внушал настоящий ужас врагам.

Но те, кто знаком с историей Польского восстания, знают, что все закончилось разгромом повстанцев. Не будет рассматривать причины этого. Продолжим рассказ о Эмилии Плятер. Хотя продолжать-то и не о чем. Тяжелые походы, боевые схватки, лишения военных будней надломили хрупкую девушку. Последним ударом для ее здоровья стало сообщение о поражении восстания.

Реклама

В декабре 1831 года сердце отважной девушки перестало биться. Но память о ней, ее отваге и самоотреченности во имя свободы передаются из поколения в поколение. Великий польский поэт Адам Мицкевич, пораженный судьбой Эмилии Плятер, посвятил ей свое знаменитое стихотворение «Смерть полковника»:

В пуще леса стрелковая рота
Ветхий дом лесника охраняет;
Стерегут часовые ворота,
А полковник в избе умирает.
Из деревни крестьяне сбежались, —
Видно, он окружен был любовью,
Если люди простые, печалясь,
Робко спрашивают о здоровье.

Отдал он приказанье солдату,
Чтоб седлал тот коня вороного
И привел бы коня к нему в хату —
Напоследок увидеться снова.
Приказал дать палаш боевой он,
Точно в битву спешил снарядиться;

Реклама

Как Чарнецкий, хотел славный воин,
Умирая, с оружьем проститься.

А как вывели лошадь из хаты,
Ксендз с дарами святыми явился;
Побледнели от горя солдаты,
А народ у порога молился.
Даже те ветераны Костюшки,
Что не раз уже кровь проливали,
Слез не зная, — у этой избушки,
Точно малые дети, рыдали.

Зазвонили в часовне с рассветом,
И ушли незаметно солдаты:
Были русские в округе этом.
Шел народ к телу воина в хату.
Он лежит на топчане дощатом —
И седло под его головою,
Сбоку сабля, ружье боевое.

Но хоть вождь был суровым солдатом,
Красоте его можно дивиться:
Нежный стан! — да ведь это девица!
Героиня в полковничьем платье,
Вождь повстанцев — Эмилия Плятер!


Реклама