Мария-Антуанетта родилась в 1755 году в семье Франца I и Марии-Терезии, возглавлявших Священную Римскую империю. Девочке было всего десять лет, когда умер её отец, а сложное бремя власти приняла на себя Мария-Терезия. Под руководством целеустремленной и волевой женщины государство продолжало оставаться активным игроком в раздираемой политическими противоречиями Европе. Императрица не только сохранила империю, но и удачно пристроила всех своих детей, породнившись со многими европейскими монархами. Пожалуй, самую блестящую партию она подготовила для младшей дочери, Марии-Антуанетты, помолвив её с Людовиком, которому предстояло унаследовать трон Франции.
С детства Марию-Антуанетту воспитывали как будущую королеву. Младшая в семье, она была всеобщей любимицей, ни в чем не встречавшей отказа. Мария-Антуанетта не блистала особым умом, но была сообразительна, отличалась веселым характером и умением непринужденно чувствовать себя в любой обстановке. Её нельзя было назвать красавицей, но она была мила и обаятельна, рано усвоив науку очаровывать окружающих. Кстати, серьезных наук она тоже не чуралась, знала несколько языков и в меру сил пыталась удержать в своей ветреной головке знания, необходимые для управления государством.
В 15 лет Мария-Антуанетта отправилась во Францию, где её ждала новая жизнь и, как оказалось, смерть на эшафоте. На границе молоденькую невесту своего внука встречал сам французский король Людовик XV. Девушка ему понравилась, он не сомневался, что вскоре она сможет стать украшением французского двора. Жених же не произвел на Марию-Антуанетту особого впечатления, не такого она рисовала себе в девичьих грезах, разглядывая портреты будущего мужа, которые, как оказалось, заметно его приукрашивали. Людовик был толстоват, неуклюж, косноязычен, а из всех развлечений предпочитал застолья с обильной едой и вином.
Людовик, напротив, влюбился в невесту с первого взгляда. Удивительно, но это чувство он пронесет через всю жизнь. К сожалению, начало совместной жизни молодых было омрачено. Когда после свадьбы, состоявшейся 16 мая 1770 года, для простого люда Парижа устроили бесплатные угощения, началась страшная давка, унесшая значительное количество жизней. Предзнаменование, как обоснованно посчитали парижане, не из лучших. И их предположения сбылись, хотя и не скоро.
Мария-Антуанетта быстро перевернула быт в Версале на свой лад. Старый король с интересом наблюдал, как вокруг супруги наследника престола быстро образовался изысканный кружок молодых аристократов, проводивших время в веселье и проказах. Сам наследник в этом веселье участия практически не принимал, если только не намечался пикник на природе, где можно было вволю вкусно поесть, не утруждая себя этикетом. Супруга поводов к ревности не подавала, и на её проказы муж, предпочитавший по ночам спать, а не развлекаться, смотрел спокойно. Его даже не обижали шуточки, которые любила отпускать Мария-Антуанетта по его поводу.
В 1774 году Людовик XVI унаследовал трон после умершего от оспы деда. Но в жизни молодой четы особых изменений не произошло. Король предпочитал спокойствие и обильную еду государственным делам, а королева продолжала веселиться, благо, теперь оглядываться было не на кого. С её легкой руки французские дамы только и успевали менять наряды, стремясь поспеть за новыми изысками в моде, которые исходили от королевы. А Мария-Антуанетта то появлялась в наряде, стилизованном под одежду крестьянки, то надевала что-то похожее на тунику, то устраивала у себя на голове немыслимую прическу.
Вскоре молодой задор пришлось немного поубавить. В двадцать три года у Марии-Антуанетты появился первый ребенок. А к тридцати годам королева родила еще четверых детей. Но выжили только дочь Мария-Терезия и наследник престола, названный по традиции Людовиком. Королева детей любила, но времени для общения с ними катастрофически не хватало: балы, приемы, выезды на охоту и в загородные дворцы. Глядя на расточительство любимой супруги, король вздыхал, но советников, предлагавших экономить за счет сокращения затрат на развлечения королевы, увольнял.
За развлечениями Мария-Антуанетта не замечала, что обстановка в стране все больше накаляется, назревает бунт, вызванный непомерными налогами и всеобщим обнищанием. К сожалению, ни король, ни королева предотвратить его не пытались, да и не умели. А толковых советников рядом не оказалось.
14 июля 1789 года парижская чернь выплеснулась на улицы, её поддержала нарождающаяся буржуазия. В Париже и в стране начались бесчинства, принявшие вскоре управляемый характер. Многие аристократы срочно стали уезжать за границу. Королевской семье не раз предлагали покинуть страну. Но королевская чета осталась в опустевшем дворце. На что они надеялись — сказать трудно. Людовик XVI формально оставался главой государства. Кстати, в этом качестве он даже наложил свою визу на проект
События развивались стремительно. 5 октября вооруженный народ ворвался в Версаль, королевская семья была арестована, а на следующий день перевезена во дворец Тюильри, где им предстояло почти два года пробыть в заточении. В июне 1791 года королевская чета попыталась бежать за границу, но неудачно. Это и подтолкнуло восставших решить участь бывшего монарха и его супруги.
Первым состоялся суд над Людовиком. Приговор был безжалостным, и 21 января 1793 года гильотина оборвала жизнь французского монарха. Первое время после казни короля новое правительство Франции пыталось использовать Марию-Антуанетту в политической игре, но когда поняло, что ни австрийский император Франц, ни братья Людовика, успевшие бежать за границу, особых попыток облегчить участь узницы предпринимать не собираются, перевели её в сырую одиночку.
Королеву лишили всего, оставив только кое-что из одежды, да гребешок и пудру. Поняв, что надеяться на монарших родственников не приходится, Мария-Антуанетта пыталась сама организовать побег, подкупив стражу. Попытка побега не удалась, а режим содержания был ужесточен. Осенью 1793 года начался суд. Собственно, предъявить что-то серьезное королеве он не мог, разве что непомерные траты за счет казны. Но решение было предопределено заранее, и 15 октября суд вынес Марии-Антуанетте смертный приговор.
Ранним утром следующего дня королеве зачитали приговор и стали готовить к казни. Ей остригли волосы, позволили надеть белую пикейную рубашку и чепчик. Затем сковали руки за спиной и посадили в повозку палача, чтобы провезти по улицам её бывшей столицы. Очевидцы свидетельствуют, что перед смертью королева не уронила своего достоинства, держалась спокойно и гордо, с удивлением глядя на ликующую чернь. Она сама поднялась на эшафот, где была установлена гильотина. В 12 часов 15 минут 16 октября 1793 года королева Франции Мария-Антуанетта была обезглавлена. Произошло это на площади Революции, нынешней площади Согласия.
В жизни этой женщины было много сумасбродств, но смерть она приняла так, как подобает истинной королеве.