Тайна смерти стала известна не сразу
Еще во время похорон, которые прошли на Быковском кладбище в Москве, среди провожавших космонавта в последний путь прошел слух, что Анатолий Семенович стал жертвой чудовищного эксперимента в космосе, который сложился крайне неудачно. Мол, его во время космического полета с 21 по 29 декабря 1987 года мучили головные боли, он употреблял лекарства, которые в обычной жизни безвредны, а в условиях невесомости оказались смертельными. Спустя полгода после полета, в организме произошла интоксикация, и если бы не крепкое сердце, Левченко бы умер еще раньше…
Другие утверждали, что причиной смерти мог стать обычный инсульт, который космонавт перенес за три месяца до смерти. И причина тому вовсе не в этом злополучном космическом полете, а в том, что за 10 лет пребывания в отряде космонавтов Левченко неоднократно приходилось испытывать перегрузки, отсюда и проблемы с головным мозгом…
Безотцовщина
Мы еще вернемся к этим версиям, а пока есть смысл рассказать о самом Анатолии Семеновиче. Родился он за месяц до начала Великой Отечественной войны, 21 мая 1941 года в небольшом городке Краснокутск Харьковской области в семье 37-летнего шофера-механика Семена Левченко и его супруги Прасковьи, заведующей детским садом.
Отцу так и не довелось увидеть, как сын сделает свои первые шаги: вскоре после начала войны его призвали в действующую армию, а в переломном, 1943 году, его машину настигли немецкие бомбардировщики, не промахнувшиеся мимо движущейся цели.
Так что в двухлетнем возрасте маленький Толя остался без отца, поднимала его мама, которая, кстати, не дожила до космического полета сына: сердце, подорванное войной, остановилось в 1968 году.
К тому времени Анатолий уже окончил Черниговское высшее военно-авиационное училище (в 1964 году) и проходил службу в обычной летной части. Правда, не скрывал своего желания стать летчиком-испытателем. Мечту Левченко осуществил в 1971 году, когда после увольнения в запас в звании капитана окончил специальную школу при Летно-исследовательском институте имени
Толя + Люда = Кирилл
Примерно в это время женился, а в 1974 году его супруга Люда родила Анатолию сына, которого назвали Кириллом. Это была дружная и очень непоседливая семья. В свободное от службы время Анатолий с Людмилой любили походы, а как только сынишка подрос, и его старались брать с собой. Левченко-старший был душой любой компании, он любил играть на гитаре, пытался сочинять песни.
Но главное — все-таки было испытание самолетов. В этом деле без риска невозможно и Анатолий Семенович умел рискнуть. В то же время он очень ответственно относился к каждому полетному заданию и старался обходиться без «партизанщины» и бесшабашности, знал, что воздушный океан не прощает безалаберности и ненужного геройства.
В 1977 году летчику-испытателю Левченко предложили поступить в отряд космонавтов. Пока документы проходили согласования, наступил 1978 год. Это был год надежд, новой работы. Анатолий с гордостью относился к тому, что уже через два года его зачислили в состав отряда космонавтов-исследователей, а уже с 1981 года в отряд космонавтов-испытателей. С сентября 1982 по май 1983 года проходил подготовку к полету в составе дублирующего экипажа с В. Васютиным и В. Савиных, но в последний момент программу свернули, так что полет в космос пришлось отложить. Ему вместе с боевыми товарищами предстояло испытать корабль «Буран». Сначала на Земле, а потом в космосе. За несколько лет Анатолий Семенович совершил порядка 10 испытательных полетов на «Буране».
Суровый, но необходимый эксперимент
21 декабря 1987 года космический корабль «Союз ТМ-4» с командиром корабля Владимиром Титовым, инженером Мусой Манаровым и космонавтом-испытателем Анатолием Левченко был запущен на околоземную орбиту. Только в Центре управления полетом было известно, что Владимир и Муса останутся в космосе и дальше (они вернулись на Землю в тот же день, 21 декабря, годом спустя), а Левченко проведет ряд экспериментов и совершит посадку в составе экипажа «Союз ТМ-3» (с Юрием Романенко и Александром Александровым). В ходе полета Анатолий Семенович проводил эксперимент по исследованию возможности управления МТКК «Буран» в период острой адаптации к невесомости на специальном стенде, размещенном в бытовом отсеке космического корабля «Союз ТМ-4».
А дальше произошло неожиданное. Как и было запланировано, Левченко перебрался в «Союз ТМ-3», но его посадка оказалась очень жесткой. В отличие от двух других космонавтов, Анатолий Семенович очень сильно ударился головой.
Поначалу эта травма не давала о себе особо знать. Вернее, Левченко старался не показывать вида, что испытывает боль. Он даже успел «смотаться» на Ту-154ЛЛ и МиГ-25ЛЛ, приближенных по аэродинамическим качествам к «Бурану», в Жуковский и обратно на Байконур с целью оценки реакции пилота при пилотировании «Бурана» после воздействия факторов космического полета.
Но в мае 1988 года почувствовал резкое недомогание и вынужден был лечь в госпиталь. Исследования показали, что у космонавта развивается опухоль головного мозга. Как ни старались медики, остановить бурный рост раковых клеток мозга так и не удалось. И это было основной причиной смерти Анатолия Семеновича.
… А Владимиру Титову и Мусе Манарову о смерти третьего члена их экипажа в космос решено было не сообщать. У них и без этого забот хватало. За время полета космонавты трижды выходили в космос для ремонта телескопа модуля «Квант» и установки стрелы для переноски различных грузов, а также приняли три экспедиции. Домой они вернулись с французским космонавтом Жан-Лу Кретьеном. А вскоре после полета побывали на Быковском кладбище и отдали дань уважения своему боевому товарищу.
Кстати, и Людмила Левченко не надолго пережила мужа: она скончалась 8 лет спустя, 29 декабря 1996 года. По иронии судьбы — день в день спустя 9 лет после жесткой посадки, разрушившей здоровье Анатолия Семеновича. Мистика какая-то…