Фон Браун отправился к праотцам раньше, чем собирался…
Вот только один их эпизодов боевой биографии полковника. Ноябрь 1941 года. Гитлеровцы, войдя в Харьков, тщательно обследовали здания, в которых предполагали заселение своих высоких чинов. Особняк по ул. Дзержинского, 17 был предназначен для командира 68-й пехотной дивизии генерал-лейтенанта фон Брауна. Саперы сработали отменно: в куче угля, который хранился в подвале, обнаружили мощную 150-килограммовую мину. Посмеялись над бестолковыми русскими, которые поставили электробатареи в сырой уголь, и те разрядились. По причине спешки батареи заменить не успели. А что мина без батарей? 150-килограммовый кусок железа. Его даже из подвала поленились достать, так спешил въехать в особняк фон Браун, которого, к тому же, назначили командиром гарнизона.
Гитлеровцы так обрадовались своей находке, что так и не обнаружили под полом котельной другой, более мощной радиомины. А 13 ноября 1941 г. в 4.20 утра Илья Старинов, находясь в Воронеже, послал кодированный радиосигнал. В Харькове, на ул. Дзержинского, 17 прогремел адский взрыв, оставивший от особняка одно крыльцо. Взрывы прогремели и в других районах Харькова. Фон Брауна собирали по кусочкам…
А четырьмя годами раньше отправился на тот свет целый эшелон с офицерами итальянской авиадивизии под Кордовой. Здесь находился туннель, в который ныряла железная дорога. Туннель тщательно охранялся, но никто из солдат и офицеров не обратил внимания на старую покрышку, которая валялась у входа в туннель, мало ли кто ее выкинул?
Надо ли говорить, что в покрышке был заложен мощный заряд тротила? Поезд зацепил растяжку и втащил покрышку в тоннель, где и прогремел взрыв. Движение на этом участке дороги было задержано более чем на неделю…
За голову неутомимого подрывника итальянские и испанские фашисты установили огромную награду. Но раз за разом под откос летели эшелоны. Как ни старались саперы противника определить тип и устройство взрывателей, каждый раз Илья готовил им какую-то ловушку. То взрыватель поставит на неизвлекаемость, то придумает портативную магнитную мину, маскируя ее под крупную гальку, то еще что-то сообразит…
Кремль взрывать не собирался…
Сколько им уничтожено в 1937 году живой силы и техники — история умалчивает. Но очевидно, очень много, потому что в управлении в Москве один из офицеров подготовил представление на награждение Старинова медалью Золотая Звезда. Но год был очень страшный, вскоре этого офицера арестовали, а через пару дней на начали таскать на допросы, пытаясь выяснить, где он прячет взрывчатку, которую собирается использовать для диверсии в Кремле…
Но то ли руки у мучителей оказались короткими, то ли, действительно, заслуги Старинова неоценимыми, одним словом, от него отстали.
Самое время рассказать биографию Ильи Григорьевича. Родился он 2 августа 1900 года в селе Войново Волховского района Орловской области. В том же году семья переехала в Тверскую область на станцию Редькино. В 1903 году вновь вернулись в село. В 18 лет призван в Рабоче-крестьянскую Красную армию, воевал против деникинцев, марковцев, был ранен, попал в лазарет с осколочным ранением в ногу. Хирург, осмотрев распухшую голень, выдал вердикт: отрезаем ногу по колено, иначе можешь умереть. Вот здесь и проявился впервые характер парня: «Из-за осколочка сразу ногу отрезать?».
Вечером старый фельдшер Иван Сергеевич похвалил парня: «Молодец, что не согласился. А ногу мы старым бабушкиным способом спасем: подорожник всю эту заразу вытянет…».
А дальше Илья увлекся взрывным делом, научился вытапливать тротил из неразорвавшихся снарядов, в 1923—1924 годах Старинов привлекался в качестве эксперта при расследовании диверсий на железных дорогах. В эти же годы им была изобретена мина-сюрприз, которая позволяла предохранять малые мосты от диверсантов. Одной такой ловушки было достаточно, чтобы оглушить человека, но не убить его…
К середине 30-х годов он считался одним из самых перспективных советских подрывников-диверсантов, что сполна доказал в Испании. Кстати, после крушения поезда с итальянскими солдатами и офицерами, в ходе которого не выжил ни один человек, на базу партизан стали прибывать корреспонденты прогрессивных газет мира, в том числе Эрнест Хемингуэй. Все они хотели лично познакомиться с отличившимися диверсантами. Существует версия, что в романе «По ком звонит колокол» (1940) Э. Хемингуэй использовал в значительной мере фрагменты из боевой и организационной деятельности старшего советника командующего Южным фронтом Республиканской армии Испании Старинова.
Во время финской войны снайпер финнов ранил Илью Григорьевича двумя пулями в правую руку, перебив нервы и кости. Рука висела плетью, но, несмотря на инвалидность, Старинова оставили в армии.
256 мостов и 12 тысяч эшелонов
С начала Великой Отечественной войны «диверсант № 1» перебрасывался с фронта на фронт, с места на место. 1942-й год — Центральный штаб партизанского движения, 1943-й заместитель начальника Украинского штаба партизанского движения. Трижды забрасывается в тыл врага — и, как всегда, успешно. Май 1944 года. По решению командования Старинов «ставит» диверсионное дело в польском партизанском штабе. Будучи заместителем начальника штаба, он не только занимается теорией, но и сам участвует в боевых операциях. В августе 1944-го отправляется на Балканы…
За четыре года Старинов организовал подрыв 256 средних и малых мостов. Его мины пустили под откос более двенадцати тысяч военных эшелонов. Особенно широко применялись ПМС — поездная мина Старинова (мгновенного и замедленного действия) и АС — автомобильная мина Старинова.
И после войны Илья Григорьевич не остался невостребованным. Он стал преподавателем Курсов усовершенствования офицерского состава, выпускники которых впоследствии составили основу знаменитых групп «Вымпел», «Каскад», «Зенит». Однажды Старинов решил посчитать все свои награды. Оказалось, что он награжден двумя орденами Ленина, пятью орденами Красного знамени, орденами Отечественной войны, Дружбы народов, Октябрьской революции, орденом Егорова (Чехословакия), тридцатью медалями СССР, Польши, Чехословакии, Югославии, Германии, Испании.
Что не менее удивительно: 2 августа 2000 года Илья Григорьевич в здравом уме и при памяти отметил свой 100-летний юбилей. Правда, силы уже были на исходе. Отважного подрывника не стало 18 ноября того же года. Так что и у сапера до первой ошибки есть такой огромный запас прочности!