Тем более удивительной выглядит жизнь женщины, не обладавшей ни солидным капиталом, ни дворянскими привилегиями, но сумевшей посетить множество стран Европы и Азии, повсюду занимая высокое положение и зарабатывая на жизнь собственным трудом. Несмотря на то, что ее мемуары названы «Авантюры моей жизни», с настоящими авантюристами того времени у их автора нет ничего общего. Разве что жажда путешествий и приключений, не позволявшая долго задерживаться на одном месте.
Автор мемуаров Саломея Русецкая родилась на Новогрудчине 290 лет назад. Короткое детство закончилось в 14 лет замужеством с немецким лекарем Якубом Гальпиром. Трудно сказать, что оказалось причиной свадьбы — то ли незавидное материальное положение семьи невесты, то ли сильный, независимый характер девушки, стремившейся к самостоятельности и не испытывавшей тяги к «женским» занятиям. Чего только стоило ее «хобби» — стрельба из мушкета! Как бы там ни было, но родители не стали долго раздумывать над предложением состоятельного жениха и не особо прислушивались к мнению малолетней невесты.
Сразу после свадьбы Саломея совершила свое первое в жизни путешествие в далекий Стамбул, где новоиспеченный муж получил место лекаря. Два с половиной века тому назад столица Османской империи, оказывается, уже была знаменита той достопримечательностью, которая притягивает к себе тысячи «челноков» наших дней.
Средневековый «шопинг» по стамбульским базарам был не менее увлекателен, чем в нашем веке. Тем более совмещенный с возможностью тратить деньги состоятельного мужа. Вот только роль ветреной жены, как и степенной хранительницы домашнего очага не нравилась Саломее. Живой ум, врожденные способности и непоседливый характер требовали чего-то большего.
Молодая жена стала помогать мужу и его коллеге из Персии, перечитала кучу медицинских справочников, под руководством пленного итальянца освоила премудрости выписки рецептов на латыни и мало-помалу добилась значительных успехов, овладела мастерством лечения глазных болезней и даже получила официальное разрешение властей на лечебную деятельность.
Работы оказалось множество. В мусульманской стране мужчина, даже доктор в те годы не имел права войти на женскую половину дома. Жены и наложницы практически были лишены врачебной помощи, и появление врача-женщины пришлось как нельзя кстати.
В 1735 году Гальпир отправился к новому месту службы в Боснию. Саломею еще какое-то время «держала» практика, и к мужу с маленькой дочкой на руках она смогла выехать только спустя несколько месяцев. Путь каравана лежал в Софию, в дорожных сумках переодетой в мужское платье путешественницы лежали заряженные пистолеты.
Предосторожности не были лишними, но оказались бесполезными. Разбойники захватили караван и перебили всех, кто был при нем. Русецкой повезло. Известную лекарку из Стамбула опознали. Атаман разбойников поручил ей лечение своей родственницы, а после выздоровления отпустил Саломею с миром.
О дальнейших событиях бурной жизни женщины-лекаря — в следующей части статьи.