Кто учил Марка Шагала? Часть 2. Почетный еврейский художник

Реклама
Грандмастер

Поклонник творчества художника витебский губернатор В. А. Левашов предложил выпускнику Императорской Академии художеств Ю. М. Пэну обосноваться в губернском центре. В конце 1897 года на доме мастера появилась яркая вывеска. Белые буквы на синем фоне извещали прохожих, что здесь расположилась «Школа рисования и живописи».

Уроки в школе стоили недешево. Что делать — художнику, даже ведущему скромный образ жизни, средства нужны. Но если талантливый ученик не мог оплатить свое образование, никто ему не напоминал о деньгах.

Юдель Моисеевич считал, что настоящий мастер обязательно должен быть педагогом и передавать секреты собственного мастерства молодому поколению. Несколько сотен начинающих художников — известных в дальнейшем или забытых — прошли через основанную им школу за десять лет ее существования. Обходя городские кварталы и окраины, художник настойчиво искал таланты и находил их.

Реклама

Например, Шагала он увидел на одной из улиц рисующим на камне. Отношения учителя и ученика с годами переросли между Ю. Пэном и М. Шагалом в духовную близость. Долгие годы они переписывались, в голодные 1930-е годы Марк Шагал поддерживал стареющего учителя продуктовыми посылками до тех пор, пока «железный занавес» не опустился окончательно.

Как художник, Ю. М. Пэн подарил миру множество картин. Его творчество многогранно. Это пейзажи, зарисовки быта, портреты. Критики советского времени частенько ругали его за аполитичность. В коллекции Пэна нет работ, отражающих революционные события, коллективизацию деревни и гений вождя всех народов. Но наиболее дальновидные отмечали, что мастер родился слишком поздно — масштаб личности художника попросту не соответствовал торопливому XX веку.

Реклама

Впрочем, оспаривать очевидное трудно, и заслуги признавались. Так, в 1925 году окружной съезд рабочих и крестьянских депутатов удостоил вышедшего на пенсию мастера званием «Почетного еврейского художника».

К сожалению, сохранились не все его произведения. Например, картина «Часовщик» была отправлена оккупантами в годы военного лихолетья в Австрию. Некоторые исчезли бесследно, и сегодня музеи демонстрируют их ранние варианты.

Выход на пенсию не означал ухода на покой. Школы уже давно не было, но это не мешало мастеру делиться своими секретами. Студенты местного художественного училища не забывали старого педагога, а от творчества он никогда не отказывался.

В доме Пэна почти отсутствовала мебель, только самое необходимое. Зато стены всех комнат были увешаны картинами, висевшими плотно, в несколько рядов от пола до потолка. Для мастера главным делом была работа, а бытовая неустроенность мало его волновала.

Реклама

Свои картины Ю. М. Пэн никогда не продавал, хранил их в личной коллекции, доступ к которой ни для кого не ограничивал. На вопрос, почему он не продает свои произведения, что улучшило бы его материальное положение, Пэн, уже старик, подумав, ответил: «…Я не торгую своим вдохновением».

Погиб мастер в первую ночь весны 1937 года. Официальная версия обвиняет в убийстве с целью ограбления близких родственников художника. Но обстоятельства преступления, как и ход расследования, до сих пор неизвестны общественности.

Реклама