На лице усатого Мориса трудно было найти следы усталости, хотя гонка и продолжалась 19 дней и состояла из 6 этапов. Кстати, старт в Париже приняли 60 гонщиков, а до финиша доехали только 20. Конечно же, он через год намерен защищать свой титул и ничуть не сомневается и в следующей победе, потому что сильнее французских гонщиков в мире никого нет…
Эх, Морис, Морис! Если бы он только знал, чем закончится будущая гонка 1904 года, то вряд ли бы излучал столько оптимизма. Но, слава Богу, заглядывать в будущее дано очень немногим…
Выбор невесты
Мы вернемся в 1864 год, в окрестности маленького городка Вал де Аоста на северо-западе Италии. Именно здесь, в 14 км от Аосты, в деревеньке Арвью и проживал крестьянин Морис Клемент Гарин, который в возрасте 36 лет решил покончить с холостяцкой жизнью и жениться на 19-летней Марии Терес Озелло, работавшей в единственном в деревне отеле.
То, что жених практически вдвое старше невесты, никого не смущало, главное — человеком он был основательным. А кроме того, он очень любил детей, так что Мария занялась самым женским делом — рожала супругу одного ребенка за другим.
Первыми родились девочки, потом, 4 марта 1871 года, долгожданный сын, которого назвали в честь отца Морисом, спустя четыре года — второй сын, еще через четыре года — третий. В конце концов, семья Гаринов насчитывала 4 дочери и 5 сыновей.
Работа в поле с утра до вечера не очень-то радовала подрастающего Мориса. И он сбежал вместе с «купцами», которые забирались в самые высокогорные села для того, чтобы сманивать мальчишек для работы трубочистами за Альпами. Морису-младшему к тому времени едва исполнилось 14 лет, и Морис-старший очень долго не мог простить сыну такого поступка.
Переход Мориса через Альпы
А мальчишке некогда было думать о семье, оставленной в Италии. Через некоторое время он оказывается во Франции, в городе Реймсе, где и работает трубочистом. Потом перебирается в Бельгию, где состоялась историческая покупка первого велосипеда! Он обошелся в 405 франков, или месячную зарплату рабочего, который трудится по 12 часов в день 6 дней в неделю.
Морис не собирается участвовать в соревнованиях, просто любит кататься, но уже скоро его начинают называть «сумасшедшим» — он гоняет по окрестностям городка с бешеной скоростью. В конце концов, в 1892 году секретарь Велосипед-клуба убеждает трубочиста записываться для участия в велогонке на 200 км.
Это первое участие в гонке неожиданно приносит результат: он приходит на финиш пятым, несмотря на солнечный удар, который получил во время гонки. С тех пор Гарин собирается заняться каждый день тренировками, целенаправленно проезжая по 50, 100, 150 км.
24 часа вокруг Марсового поля
В феврале 1895 года известный журналист Анри Дегранж устроил 24-часовую велогонку по следу на Марсовом поле. Она представляла собой езду за тренером, то есть в тандеме или даже на трехместном велосипеде.
Это было во многом бессмысленное занятие, так как гонщики то и дело останавливались, чтобы отогреться, причем не чем иным, как красным вином. После трех-четырех, а то и пяти литров выпитого винца многие плевать хотели на эту гонку, и только упорный француз итальянского происхождения гнал и гнал своего тренера в спину, останавливаясь только для приема пищи.
История велоспорта оставила полный список продуктов, которые Гарин уничтожил со своим английским тренером Уильямом за 24 часа гонки. Интересно, а незабвенный господин Портос смог бы уничтожить такую прорву продуктов: 19 литров теплого шоколада, 7 литров чая, 8 яиц в мадера, 45 отбивных, 5 литров тапиоки, 2 кг рисовых каш на молоке и устриц?! Хотя не исключены и приписки…
Да, чуть не забыл о спортивной стороне дела. За 24 часа Гарин преодолел 701 км. Прямо-таки скажем, негусто…
Я не буду останавливаться на всех победах Мориса. Скажу лишь об одном: скопив небольшой капиталец, он вызывает к себе двух повзрослевших братьев и открывает магазин по продаже велосипедов, который пользуется большим успехом у спортивной части французского общества. Одна только вывеска «Продажа велосипедов. Чемпион из чемпионов» притягивала к себе любителей руля и педалей…
Анри руки не подал…
О гонке 1903 года я уже рассказал выше. Остается добавить, что уже на следующем старте на Тур де Франс Морис Гарин был пойман во время непристойного занятия — на одной из железнодорожных станций пассажиры засекли чемпиона садившимся со своим велосипедом в поезд, чтобы сократить время гонки. Морис был уличен и дисквалифицирован.
Эта дисквалификация произошла спустя четыре месяца после завершения гонки, причем на основании свидетельств, не вызывающих особого доверия. Так что оставшиеся более полувека жизни Гарин тщетно пытался доказать свою непричастность к плутовству.
Впрочем, «хитрожелтых» во время первых гонок хватало, особенно в ночное время, когда невозможно было проконтролировать всех
Конечно, было проще просто привязать велосипед, но если на этап велогонки прибывали проверяющие, они могли легко раскусить обман, ведь развязывать узел долго. А так — выплюнул пробку и ищи ветра в поле: я не я, и хата не моя…
Анри Дегранж не поспешил подать руку помощи дисквалифицированному «белому бульдогу». Он в том же 1904 году понял, что попал с организацией велогонки в самую точку. Так тираж его родной газеты L’Auto увеличился за год более чем в два раза — с 25 000 до 65 000 экземпляров. А уже в 1908 году на газету подписалось около 250 000 человек. А через 20 лет, в 1923 году, во время проведения Тур де Франс ежедневно расходилось 500 тысяч экземпляров газеты.
Так разошлись жизненные пути Дегранжа и Гарина. Последний, впрочем, тоже ни в чем не нуждался, получая доходы от работы собственного гаража. После войны он даже учредил команду своего имени, и ее гонщики неоднократно побеждали на Тур де Франс.
Гарин прожил долгую жизнь, и земной путь спортсмена завершился 19 февраля 1957 года. До запуска первого искусственного спутника Земли оставалось чуть более 7 месяцев. «А при чем здесь спутник?» — спросите вы. Меня не покидает ощущение, что существуй тогда спутники, Мориса Гарина называли бы не «маленький трубочист» или «белый бульдог», а именно «Спутник». Он ведь тоже открыл целую эпоху — эпоху Тур де Франс…