Ни дата рождения Ольги, ни её родословная неизвестны. Да и остальные сведения о ней отрывочны и значительно легендированы, так что отделить вымысел от правды уже невозможно. В этом и нет необходимости, так как легенды и предания о её жизни отражают большую любовь и уважение народа к своей правительнице. Пусть история жизни княгини Ольги и остается такой, какой её создали в народе и записали в летописях истории Руси.
По преданию Ольга родилась в лесах под Псковом в простой семье. Со своим будущим мужем, князем Игорем, познакомилась случайно, когда во время княжеской охоты перевозила его на своем челне через реку. Увидев в своем перевозчике красивую девушку, князь решил овладеть ею, но Ольга смогла силой убеждения остановить князя, чем произвела на него большое впечатление. Когда Игорь решил жениться, он вспомнил о красавице Ольге, и её привезли в Киев.
Брак оказался счастливым. Ольга стала верным помощником мужа, решительно взяв в свои руки многие бразды государственного правления. Похоже, что это даже нравилось Игорю, который мог спокойно ходить в дальние военные походы и на сбор дани, зная, что в его отсутствие супруга поддержит в княжестве должный порядок.
Из очередного похода за данью дружинники вернулись без князя, убитого древлянами. Если верить летописи, князь погиб из-за стремления собрать с древлян повышенную дань. Понимая, что со стороны сильного Киева может последовать жестокая расплата, древляне предложили Ольге выйти замуж за их князя. В те времена подобное было обыденным явлением, поэтому послы древлян и попались на женскую уловку, поверив Ольге, что она готова принять их предложение.
В летописи красочно описывается, как древлянское посольство по совету Ольги потребовало, чтобы его к княгине несли в ладье на руках.
«Они же сидели, величаясь, избоченившись и в великих нагрудных бляхах. И принесли их на двор к Ольге, и как несли, так и сбросили их вместе с ладьей в яму. И, склонившись к яме, спросила их Ольга: „Хороша ли вам честь?“. Они же ответили: „Горше нам Игоревой смерти“. И повелела засыпать их живыми; и засыпали их».
Реклама
Этого Ольге показалось мало, она потребовала прислать к ней еще одно посольство, которое сожгла в бане.
Видимо, отомстить древлянам она хотела основательно, так как с небольшой дружиной пошла в их земли, где совершила тризну по мужу. Затем, обманув знатных древлян мнимым миролюбием, напоила их вином, а когда
«опьянели древляне, велела отрокам своим пить в их честь, а сама отошла недалеко и приказала дружине рубить древлян, и иссекли их 5000. А Ольга вернулась в Киев и собрала войско на оставшихся».
Вернувшись с большой дружиной, Ольга подступила к древлянскому городу Искоростеню, под которым был убит её муж. Летопись повествует, как в очередной раз обманув древлян, Ольга
«взяла город и сожгла его, городских же старейшин забрала в плен, а прочих людей убила, а иных отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань».
В этом походе княгиню сопровождал малолетний сын Святослав.
Удовлетворив жажду мести, Ольга стала наводить порядок в стране, устанавливая дани и приводя племена к покорности. По большому счету, именно при ней Русь превратилась в единое мощное государство. При ней в стране началось каменное строительство, появились границы с богатырскими заставами, была обеспечена безопасность торговли и на Русь потянулись иностранные купцы.
Рядом с княгиней подрастал сын, набираясь мудрости и готовясь стать великим воителем, чьё имя еще будет наводить страх не только на соседей Руси, но и на дальние страны.
В 955 году Ольга, оставив Русь под управлением сына, отправилась в Константинополь. В летописи подробно описывается прием у византийского императора Константина Багрянородного и принятие ею крещения от патриарха Феофилакта, обучившего её основам христианства. При крещении княгиня получила христианское имя Елена.
Видимо, её визит прошел не без проблем, и Ольге пришлось длительно ожидать в пригороде Константинополя приема у императора. Об этом свидетельствует ответ вернувшейся в Киев княгини императору через византийских послов, напомнивших об её обещании послать богатые дары в Константинополь:
«Если ты так же постоишь у меня в Почайне, как я в Суду, то тогда дам тебе».
В Киеве Ольга возвела храм во имя святителя Николая. Её попытки крестить Русь и склонить сына к принятию христианства успехом не увенчались. Любопытно, что священников она пригласила на Русь не из Византии, а из Европы. По её просьбе на Русь сначала прибыл епископ Либуций из Майнца, а после его смерти епископ Адальберт Трирский. Видимо, на Руси не особо вникали в противоречия, которые все усиливались между римской и византийской (греческой) ветвями христианства. Стоит отметить, что приходы, подчинявшиеся папе Римскому, существовали на Руси до времен Александра Невского.
Даже передав сыну бразды правления Русью, Ольга не отошла от государственных дел, продолжая править во время частых военных походов Святослава, стремившегося раздвинуть границы страны от Дуная до Волги.
В 969 году, чувствуя, что дни её жизни заканчиваются, Ольга удержала сына при себе, заявив: «Когда похоронишь меня, отправляйся куда захочешь». Через три дня княгиня скончалась, оплакиваемая сыном, внуками и всем русским народом.
После её смерти летописец вывел удивительные по эмоциональности строки:
«Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи; были тогда люди загрязнены грехами, не омыты святым крещением».
В 1547 году Ольга была канонизирована Русской православной церковью, став единственной равноапостольной святой среди причисленных к лику святых русских женщин. С этого времени её и считают святой покровительницей земли Русской.