Кто из разведчиков решил поиграть со Сталиным в кошки-мышки?

Реклама
Грандмастер

12 июля 1938 года, 70 лет назад, на стол руководителя госбезопасности СССР Николая Ежова легло донесение. В нем сообщалось, что операция по аресту и депортации из Испании майора Александра Михайловича Орлова закончилась неудачей. В назначенное время майор в Антверпен для встречи с представителем Центра С. М. Шпигельглазом на борту советского парохода «Свирь» не явился. В настоящее время местонахождение Орлова не установлено.

— Арестован? Убит? Скрылся? Срочно найти! Вдруг он в это самое время уже показания на нас дает? — «построил» Ежов своего заместителя. — Найти и доложить!

Главное — вовремя подсуетиться?

Кому-то может показаться маловероятным, чтобы из-за обычного майора поднялась такая шумиха. Но в том-то и дело, что Орлов не был «пешкой» в системе НКВД. Так, в сентябре 1936 году Орлова вызвал к себе Иосиф Сталин и лично приказал организовать

Реклама

вывоз на хранение в СССР испанский золотой запас, составляющий более полумиллиарда долларов США. Абы кому такие задачи не ставились…

Самое время приоткрыть завесу над тайной карьеры Александра Орлова. Он родился 21 августа 1895 года в семье мелкого служащего по лесному делу Лазаря Фельдбина. И звали его вовсе не Саша, а Лейба. Он был не первым и не последним ребенком, достаточно сказать, что чадолюбивый Лазарь, вместе с женой, дали жизнь двум десяткам сыновей и дочерей.

А. М. Орлов, 1930 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Лейба оказался очень смышленым мальчиком, в школе все схватывал на лету и уже к 16 годам давал частные уроки для маленьких жителей родного Бобруйска. А вскоре, поднакопив деньжат, рванул в Москву для дальнейшей учебы. После окончания гимназии в 1916 году он поступил сразу в два места — на юридический факультет Московского университета и в Лазаревский институт восточных языков. Причем успевал и в институте, и в университете.

Реклама

Недолго музыка играла — уже через несколько месяцев студент был призван в армию. Но как ценный кадр на фронт отправлен не был, а проходил службу в одной из частей на Урале. Я опускаю часть дальнейшей биографии Лейбы, который к тому времени изменил свое имя и фамилию на Льва Лазаревича Никольского, достаточно сказать, что в 1919 году он оказался в рядах Красной Армии, в особом отделе 12-й армии. Здесь он работал следователем, уполномоченным по борьбе с контрреволюцией, старшим следователем. Участвовал в раскрытии контрреволюционных организаций в Киеве.

С благословления Дзержинского

Уже в 1921 году он стал следователем Верховного трибунала при ВЦИК. За следующие 15 лет он успел поработать в Париже, Берлине, Риме, и наконец в Лондоне, где руководил вербовкой знаменитой «кембриджской четверки», Кимом Филби и Ко. После этого он еще успел завербовать посла одной из стран-противников в Швеции. Кстати, Фельдбина «открыл» Феликс Дзержинский, который ценил его личную преданность, отчаянность и умение никогда не говорить «нет».

Реклама

В Мадриде Орлов развернулся по-настоящему. Достаточно сказать, что в Испании он организовал не менее шести диверсионных школ, в которых прошли обучение порядка 1000 террористов из многих стан Европы. В дальнейшем их просто закидывали в их родные страны для организации и ведения подрывной работы…

Но главное все-таки было переправить золото таким образом, чтобы об этом не стало известно ни фашистам, ни руководителям европейских государств. Ведь Сталин не хотел огласки. В течение трех ночей под охраной советских танкистов продолжалась погрузка 7900 ящиков по 145 фунтов каждый. Позже груз был доставлен в порт, а оттуда морским путем в Одессу. За эту операцию Орлов был награжден орденом Ленина…

Реклама

Почистил кассу, и в Америку

А дальше Орлов заподозрил, что он становится лишним в этой игре. Почувствовав, что ему готовят западню, он практически тайно вывез во Францию свою супругу и 16-летнюю дочь. И к тому времени, когда Ежов решил провести операцию против своего испанского резидента, семья уже находилась в надежном месте. А кроме этого три американских паспорта были уже готовы…

Вместо того чтобы ехать в Антверпен, Орлов прихватил 60 тысяч долларов из сейфа барселонской резидентуры и на машине «выехал» во Францию, к жене и дочери, и вместе с ними вылетел в Канаду, а оттуда перебрался в США. И только находясь в относительной безопасности, он обратился с письмом лично к Сталину. В нем он сообщил, что в одном из швейцарских банков он хранит письмо, разоблачающее механизмы проведения шпионских операций, которые советские органы госбезопасности провели в Европе и за океаном. И если против матери и тещи Орлова, которые жили в Москве, будут применены репрессивные методы, то содержание секретной папочки станет известно любой из разведок мира…

Реклама

Орлов клялся и божился, что не выдаст американцам ни одного своего разведчика, окопавшегося в США. И свое слово сдержал, в отличие от нынешних перебежчиков, которые чуть ли не в аэропорту по прилете в Штаты начинают выкладывать все, что знают, начиная с шестого класса…

Гувер испытал шок

Сталину ничего не оставалось делать, как принять условия игры. Ни к маме, ни к теще Орлова черный воронок ночной порой не приезжал. Но и бывший разведчик строго соблюдал условия джентльменского соглашения…

И только после смерти вождя всех народов майор госбезопасности, наконец, заговорил. Но как элегантно он все сделал. Чтобы убедиться, что американцы поймут его правильно, Орлов досконально выучил английский язык, долго трудился в национальной библиотеке, чтобы не ошибиться хоть в чем-то. К концу 1953 году рукопись книги «Тайная история сталинских преступлений», была готова. А чуть позже появился «Учебник разведки и партизанской борьбы», где он раскрыл некоторые секреты…

Больше всего был потрясен директор ФБР Джон Гувер. Он устроил большой разнос подчиненным за то, что НКВДшник жил в неизвестности в США в течение целых 15 лет!

До конца своих дней (а он пережил советского вождя на 20 лет) разведчик гордился тем, что агентурную фамилию «Орлов» ему присвоил сам Сталин. Кстати, никого не выдал Лейба-Александр и после публикации книг…

Реклама