Кто из первых секретарей Союза кинематографистов снял с полок много фильмов?

Реклама
Грандмастер

9 июля 1933 года, 75 лет назад, в Сталинграде (ныне — Волгоград) в семье Германа и Калерии Климовых родился сын. Мнения юных родителей относительно имени ребенка, диаметрально разошлись. Калерия настаивала, чтобы это было имя какого-нибудь известного литературного персонажа, а Герман спорил и говорил, что это мещанство, надо бы назвать сына каким-либо революционным именем, типа Спартак. Или Вилен (производного от Владимир Ленин).

Кому как нравится…

Как ни странно, имя, устраивающее обе стороны, вскоре было найдено. Элем — это с одной стороны главный герой одного из романа Джека Лондона, а с другой — священная коммунистическая троица (Энгельс — Ленин — Маркс). Герман Климов строго следил за тем, чтобы сын знал только революционную версию происхождения. И надо сказать, Климов-младший очень гордился перед всеми Петями, Васями и Ванями, что ни у кого нет такого звучного, а самое главное — политически выдержанного имени!

Реклама

Ни в детстве, ни в юности Элем не представлял себя великим кинорежиссером. И даже больше — после окончания школы он выбрал совершенно другую специальность, поступив в Московский авиационный институт (знаменитый МАИ). После окончания вуза устроился работать на один из столичных заводов инженером-конструктором. Здесь его и приметили журналисты молодежной редакции Всесоюзного радио и Центрального телевидения. Сначала предложили рассказать о трудовом коллективе, его успехах и достижениях, потом, видя, что инженер Климов хорошо владеет словом, предложили поработать нештатно, время от времени подкидывая задания.

Так Элем постепенно и втянулся в журналистику. А вскоре его неудержимо потянуло поступать во ВГИК. Почему именно туда, Климов и сам не любил рассказывать. Только отшучивался: «Я чувствовал, что туда собирается поступать Лариса, как же я мог учиться в другом месте?».

Реклама

Судьба по имени Лариса

Есть такое понятие, как «фатум». Может быть, их и в самом деле «примагнитило» друг к другу. Хотя приехавшая в Москву из Львова Лариса Шепитько была очень независима, и в их первую встречу (они стояли в кассу за получением стипендии) на Элема никакого внимания не обратила. Во-первых, он учился на курс младше, а, во-вторых, ее все считали писанной красавицей, а у него была внешность отнюдь не Алена Делона.

Но судьба на то и судьба, чтобы вы страивать комбинацию по сценарию, известному только ей. В 1963 году, когда Лариса заканчивала свой дипломный фильм — «Верблюжий глаз» (в прокате он назывался «Зной»), она подхватила гепатит. Ее вносили на съемочную площадку буквально на носилках, и тогда крепкое мужское плечо подставил Климов, завершивший картину…

Реклама

В том же году они поженились. А в 1964-м уже Элем Климов снимал свой дипломный фильм, а Лариса помогала ему подбирать на роли актеров, готовить их к съемкам. В отличие от супруги Элем взял себе суперсложный фильм, где большинство героев были дети. А у него даже не было «матерых» актеров, способных «вытащить» кино, если его вдруг запретят. А для этого были все основания: эта была почти неприкрытая сатира на генсека КПСС Никиту Хрущева.

Фильм стал дебютным сразу для двух актеров, которых потом снимали часто и охотно. Это — Евгений Евстигнеев и Виктор Косых. Первый потом засветился в основном в комедиях, но остался в кинематографе как профессор Плейшнер из «17 мгновений весны», второй — спустя совсем немного запомнился ролью Даньки в киношлягере «Неуловимые мстители». Но путь в кинематограф дал им студент из ВГИКа Элем Климов.

Реклама

Мстительный Гришка

К сожалению, в семейной жизни у двух режиссеров было не очень гладко. Лариса долго не могла забеременеть, и отцом единственного ребенка Элем стал только в 40 лет. А еще спустя шесть лет он потерял в автокатастрофе Ларису. И снова какая-то мистика: за несколько дней до трагедии Элем в мельчайших подробностях видел эту картину во сне. И даже то, что вместе с Ларисой погибнут шесть человек из съемочной группы. По иронии судьбы в это время Климов снимал фильм «Агония» про Григория Распутина. И всем запомнились его слова, сказанные на похоронах: «Это Гришка мне мстит…».

Но и после смерти Ларисы, когда Элем остался «с одним крылом», он нашел в себе силы и мужество, во-первых, закончить незавершенный фильм супруги, а во-вторых, продолжить свою работу. В 1981 году вышли сразу три картины: 20-минутный фильм «Лариса» (о супруге), «Агония» (больше Гришке незачем было мешать), «Прощание» (то, что не досняла Шепитько).

Реклама

Он жил не для себя — для других

А спустя четыре года Климов снял один из самых суровых фильмов — «Иди и смотри». И в том же, 1985 году, его выбрали первым секретарем Союза кинематографистов. И за неполных четыре года, пока он находился на этой должности, Климов сумел добиться того, что многие «запрещенные барабанщики» — фильмы, пылящиеся на полках, были пущены в кинопрокат. В том числе и «Агония».

Была у него мечта, которую он так и не сумел осуществить: экранизировать булгаковский роман «Мастер и Маргарита». Работу над сериалом Владимир Бортко закончил уже после смерти Элема Климова. Кинорежиссер скончался 26 октября 2003 года, на 71-м году жизни. Причина смерти — кровоизлияние в мозг.

Возможно, он прожил бы дольше, окажись рядом с ним женщина. Но второй Шепитько Элем Германович искать даже не пытался. Таких больше нет!

А сын двух режиссеров Антон по стопам родителей не пошел. Сейчас он ловит Птицу удачи в шоу-бизнесе, являясь продюсером и постановщиком…

Реклама