Как красавица-француженка стала «декабристкой»? Судьба Камиллы Ле-Дантю

Реклама
Грандмастер

Когда восставшие декабристы строились в каре на Сенатской площади, готовясь победить или умереть за свои идеалы, Камилле Ле-Дантю было только 17 лет, и она не могла даже предполагать, что судьба навеки свяжет её с одним из этих рыцарей чести.

Родители Камиллы бежали от ужасов французской революции сначала в Голландию, а затем перебрались в Россию. Как и многие француженки, мать Камиллы, Мари-Сесиль, устроилась гувернанткой в семейство генерал-майора П. Н. Ивашева. Камилла, жившая в имении Ивашевых вместе с матерью, еще девочкой познакомилась с приехавшим в отпуск кавалергардским офицером Василием Петровичем Ивашевым. Блестящий офицер произвел на Камиллу глубокое впечатление, переросшее в тайную любовь. Камилла прекрасно понимала, что между ними сословная пропасть и вместе им никогда не быть. Вскоре она перебралась в Петербург и стала работать гувернанткой. Известие о том, что Василий Ивашев арестован и приговорен к 20 годам каторжных работ, потрясло девушку. Сострадание заставило вспыхнуть с новой силой юношескую влюбленность.

Реклама

Н. П. Козлов, «Портрет К. П. Ивашевой», 1831 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Девушка понимала, что сословных препятствий между ними теперь не существует, так как Ивашев лишен дворянства и всех имущественных прав. И это доставляло ей еще большие страдания. Душевные переживания подорвали здоровье девушки, и она серьезно заболела. В 1828 году Камилла призналась матери, что причина ее болезни — любовь к Василию Ивашеву. Мать сообщила о любви дочери родителям Ивашева, которые сочувственно отнеслись к чувству девушки, тем более что Камиллу деятельно поддержала их дочь Е. П. Языкова. О желании Камиллы соединить судьбу с Василием и согласием на это родителей его отец письмом сообщил в Сибирь.

Реклама

Это письмо спасло Василия от опрометчивого шага. Он не смирился со своим заключением и готовил побег, успешное завершение которого было маловероятным. Известие о том, что Камилла хочет разделить его участь и приехать в Сибирь, заставило Ивашева отложить рискованное мероприятие.

В волнении он подготовил ответ отцу, который под его диктовку написал комендант (узникам запрещалась самостоятельная переписка):

«Сын ваш принял предложение ваше касательно девицы Ле-Дантю с тем чувством изумления и благодарности к ней, которое ее самоотвержение и привязанность должны были внушить… Но по долгу совести своей он просил вас предварить молодую девушку, чтобы она с размышлением представила себе и разлуку с нежной матерью, слабость здоровья своего, подвергаемого новым опасностям далекой дороги, как и то, что жизнь, ей здесь предстоящая, может по однообразности и грусти сделаться для нее еще тягостнее. Он просит ее видеть будущность свою в настоящих красках и потому надеется, что решение ее будет обдуманным. Он не может уверить ее ни в чем более, как в неизменной своей любви, в истинном желании ее благополучия, в вашем нежнейшем о ней попечении, которое она разделит с ним».

Реклама

Для поездки в Сибирь необходимо разрешение императора, и Камилла пишет Николаю I взволнованное письмо:

«Мое сердце полно верной на всю жизнь, глубокой, непоколебимой любовью к одному из несчастных, осужденных законом, — к сыну генерала Ивашева. Я люблю его почти с детства и, почувствовав со времени его несчастья, насколько его жизнь дорога для меня, дала обет разделить его горькую участь».

Разрешение было получено в сентябре 1830 года, и Камилла стала готовиться в дальний путь. Будущие подруги по тяжелой доле решили поддержать девушку. Письмо Марии Волконской открывало ей глаза на то, что её ждет, но и внушало надежды:

«Правда, пристанищем у вас будет лачуга, а жилищем тюрьма, но вас будет радовать счастье, приносимое вами, а здесь вы встретите человека, который всю жизнь свою посвятит вам, чтобы доказать, что и он умеет любить… Кроме того, вы встретите здесь подругу, которая уже теперь относится к вам с живейшим интересом».

Реклама

В июне 1831 года для Камиллы начался долгий путь в Сибирь, вернуться из которой ей было не суждено.

В сентябре 1831 Камилла приехала в Петровский завод, где отбывал наказание Ивашев, и временно поселилась у Волконской. Первое свидание с Василием закончилось обмороком, так потряс девушку вид человека, которого она помнила красавцем-офицером. Уже через неделю молодых обвенчали. Месяц им разрешили прожить в доме, построенном за забором острога, затем же Камилле пришлось перебраться в каземат мужа.

Брак оказался счастливым, но недолгим. В 1835 году Ивашеву разрешили выйти на поселение в город Туринск. Благодаря помощи родных молодая семья могла здесь жить в относительно комфортных условиях. К радости родителей подрастали дети. Первый сын, Александр, родился еще в Петровском заводе, но прожил около года. В 1835 году родилась дочь Мария, в 1837 — сын Петр, в 1838 — дочь Вера.

Реклама

Радостью от семейной жизни Василий делится с родителями:

«Да дарует нам небо, мне и моей Камилле, продолжение того безоблачного и полного счастья, которым мы беспрерывно наслаждаемся в нашей мирной семейной жизни».

К сожалению, судьба предопределила иначе. Зимой 1839 года Камилла сильно простудилась, у неё произошли преждевременные роды. Спасти мать и родившуюся девочку не удалось. 30 декабря Камилла скончалась.

Василий очень тяжело переживал смерть жены и через год в годовщину её кончины умер. Заботу о детях взяла на себя Мари-Сесиль Ле-Дантю, приехавшая в Сибирь за несколько месяцев до смерти дочери. Ей всячески помогали друзья Василия — Иван Пущин, Николай Басаргин, Гебль и Иван Анненковы.

В июле 1841 года было получено разрешение на выезд из Сибири, и Ле-Дантю увезла детей, получивших фамилию Васильевых, в Симбирск к их тетке княгине Екатерине Петровне Хованской, взявшей их на свое попечение. Только в 1856 году по манифесту об амнистии детям Василия и Камиллы Ивашевых была возвращена фамилия отца и дворянство.

Реклама