Отец будущего мецената придерживался прогрессивных взглядов и дал сыновьям прекрасное образование. Савва окончил московскую гимназию, учился в Петербургском институте корпуса гражданских инженеров и на юридическом факультете Московского университета.
Савву с детства привлекало искусство, которому он и хотел посвятить свою деятельность. Но судьба распорядилась иначе. Пришла пора определяться в жизни, и по настоянию отца юноша отправился в Баку заниматься коммерцией.
Благодаря прирожденной деловой хватке и определенным инженерным знаниям он занялся относительно новым для России делом — строительством железных дорог. Савве Ивановичу, как его стали уважительно называть в купеческой среде, удалось быстро сколотить солидный капитал, который он стал вкладывать как в развитие железных дорог, так и в промышленное производство, став крупным акционером петербургских и сибирских заводов.
В 1865 г. Савва Иванович женился на представительнице известного московского купеческого рода Елизавете Григорьевне Сапожниковой. Супруга страстно любила искусство и с удовольствием поддерживала художественные пристрастия мужа, вокруг которого в Москве стал складываться художественный кружок. Этому кружку еще предстояло прославиться на всю Россию.
Супруги поселились в Москве на Садовой-Спасской улице, этот дом, хотя и значительно перестроенный, сохранился, теперь в нем размещается Московский полиграфический институт. Вскоре гостеприимный дом Мамонтовых стал одним из центров культурной жизни города. Здесь собирались писатели, художники, скульпторы, артисты.
Вскоре Савва Иванович приобрел у дочери писателя Сергея Аксакова подмосковную усадьбу «Абрамцево», ставшую Меккой для московских деятелей культуры. Здесь подолгу жили и творили художники Валентин Серов, Михаил Врубель, Константин Коровин, братья Васнецовы, Илья Репин, Исаак Левитан. Пожалуй, трудно найти известных деятелей русской культуры, которые, приехав в Москву, не побывали бы в гостях у четы Мамонтовых.
Савва Иванович не только славился радушием и гостеприимством, он вкладывал большие средства в развитие русской культуры: финансировал журнал «Мир искусства» и газету «Россия», внес значительную сумму на строительство Музея изящных искусств, создал и финансировал Московскую частную русскую оперу.
Постоянное общение с художниками привело к тому, что супруги стали страстными коллекционерами, благо хватало и денег, и мест для размещения приобретенного. Мамонтовы не пошли по пути Третьякова и не стали создавать галерею. Большинство из собранных ими произведений украшали комнаты в московском доме и в усадьбе «Абрамцево».
Стоит отметить, что и сами помещения были оформлены с большим художественным вкусом. Потолки отдельных комнат в особняке были украшены мореным дубом. Мозаичные полы специально заказали в Италии, а мебель в Финляндии. Резные двери выполнили по эскизам известных художников. В «Абрамцево» воссоздали мемориальный кабинет Аксакова, где собрали его личные вещи и рукописи.
Но лучшим украшением интерьеров стали картины, многие из которых были подарены художниками. Среди них портрет Веры Мамонтовой кисти
В московском особняке большой кабинет Саввы Ивановича (всего кабинетов было два) украшали «
Другие работы
Стоит отметить, что у Мамонтовых скопилась большая коллекция рисунков и этюдов известнейших русских художников, многие из которых были выполнены в «Абрамцево» или в московском доме. Савва Иванович и сам был не чужд творчеству. В одной из комнат, служившей ему мастерской, стояли выполненные им скульптуры.
Жизнь промышленника не всегда бывает безоблачной. В сентябре 1899 года Мамонтов был арестован за финансовые нарушения и помещен в Таганскую тюрьму. А на все его имущество был наложен арест. Весной 1902 года для погашения долгов основное имущество Саввы Ивановича было распродано.
Многое из того, что распродавалось, приобрели Третьяковская галерея и Русский музей, но часть работ попала в различные частные коллекции. Например, инкрустированный перламутром рояль, на котором любил играть
Обанкротившийся Савва Иванович поселился в небольшом доме при гончарном заводе у Бутырской заставы. Гончарное производство в свое время было организовано им в «Абрамцево», а затем переведено в Москву. Интересно, что созданная здесь художественная керамика экспонировалась в 1900 году на Всемирной выставке в Париже и получила золотую медаль.
В этом домике 24 марта 1918 г. Савва Иванович Мамонтов скончался. Похоронили его в Абрамцеве у Спасской церкви.
В 1918 году в усадьбе «Абрамцево» был создан музей, в который вошли остатки уцелевших мамонтовских коллекций. Окруженный прекрасным парком с прудами музей и в наши дни привлекает множество посетителей.