Об Андрее Денисовиче Виниусе, обосновавшемся в России еще при царе Михаиле Федоровиче, известно немного. Первоначально купец занимался оптовой хлебной торговлей, но затем решил «переквалифицироваться» в заводчика. Новое дело было перспективно и крайне выгодно. Обладая богатейшими запасами руды, Россия не имела налаженного производства железа, которое ввозилось из-за границы. Естественно, что привозное железо стоило дорого и удовлетворить нужды страны, особенно в военной сфере, не могло.
Умаслил ли Виниус приказных дьяков щедрым подношением или же смог доказать важность для страны собственного производства металла, история умалчивает. Но разрешение на строительство под Тулой железоделательного завода и солидную государственную ссуду он получил. При этом Виниусу установили «госзаказ» — количество металла и пушек, которые он по фиксированной цене должен был продавать казне, но все, что будет произведено сверх того, ему разрешили свободно продавать в России или вывозить за границу. Да еще обязали «учить государевых людей всякому железному делу».
Видимо, хватка у купца была, так как он и руду нашел, и дело наладил быстро. В 1646 г. Виниус принял православие и обосновался в Москве. За свои дела купец не просто пользовался почетом и уважением, по сути, он стал первым из незнатных иностранцев, получившим возможность оказывать определенное влияние на государственные дела в России. А вот его сын, Андрей Андреевич, стал крупным государственным чиновником, и с его именем связано много важных направлений государственной деятельности на рубеже 17−18 веков.
Младший Виниус родился в 1641 году предположительно в Москве. Видимо, отец смог дать ему прекрасное образование. По свидетельству современников
Но спокойная жизнь, посвященная наукам, для Андрея закончилась в 23 года, когда умер его отец. Пришла пора определяться: продолжить дело отца или пойти на государеву службу. Не бросая налаженного дела — производство чугуна и пушек приносило хороший доход, Виниус избрал дипломатическую карьеру, благо, связи и в приказах, и за границей отец ему передать успел. 20 марта 1663 года Виниус был принят переводчиком голландского языка в Посольский приказ.
Казалось бы, скромная должность, но Виниус смог себя проявить и на ней. Когда в Россию прибыл голландский посланник Якоб Борейль, в его свите оказался кузен Виниуса, Витсен. Между родственниками установились теплые отношения, что значительно возвысило переводчика в глазах приказного начальства, которое старалось использовать связи Виниуса в интересах развития отношений с Голландией.
Весной 1672 года Виниус, оставаясь переводчиком Посольского приказа, был назначен почтмейстером Московского государства. А в конце года его направили посланником во Францию, Испанию и Англию с важным поручением — склонить эти страны к союзу против Турции и прекращению войны с Голландией. С важным поручением молодой дипломат справился успешно.
После возвращения из-за границы Виниуса отправили во главе экспедиции на поиск серебра, а затем снова поставили руководить почтой и назначили дьяком Аптекарского приказа. Круг его обязанностей постоянно расширялся. Вскоре в дополнение к имеющимся должностям он был назначен руководителем четвертого повытья (управления по-современному) Посольского приказа, где под его началом оказалась вся разведывательная сеть, действовавшая на территории страны и за границей. В 1685 году Виниус был пожалован в московские дворяне.
По долгу службы Виниус оказался втянутым в переворот, который совершила царевна Софья. Заграничные связи Андрея Андреевича снова оказались востребованными, и он на год отправился посланником в Голландию и Англию отстаивать интересы новой правительницы России и добиваться помощи в войне с Крымом. В Голландии Виниусом была заказана партия гравюр царевны Софьи, увенчанной царским венцом.
Любопытно, что после того, как молодой царь Петр I забрал власть в свои руки, Виниус не подвергся опале, оставшись дьяком Посольского приказа и руководителем почты. В этот период произошло его сближение с одним из важнейших лиц в государстве — князем Фёдором Юрьевичем Ромодановским, которому Виниус, видимо, поставлял секретную информацию, добываемую его агентурой. Через Ромодановского произошло вхождение Андрея Андреевича в круг приближенных к царю лиц. Петр стал давать ему важные задания, в том числе по подготовке азовских походов и привлечению к участию в них гетмана Мазепы. Как специалист по Голландии, Виниус в свите царя участвовал в «Великом посольстве». Есть свидетельства, что благодаря своей агентуре он смог в Риге предотвратить попытку покушения на царя, которую готовили шведы. За несомненные заслуги царь произвел Виниуса в думные дьяки, а его отчество в официальных документах стали писать «с вичем».
В начале нового столетия Виниуса, как противника Северной войны, царь убрал с дипломатической работы, но поручил ему возглавить Приказ артиллерии, а затем и Аптекарский приказ. В короткий срок Андрей Андреевич наладил поставку в армию пушек и организовал медицинское обеспечение войск. Возглавив Сибирский приказ, он добился значительного увеличения поступления в казну денежных средств из Сибири и Урала, провел в громадном регионе России серьезную реформу налогов и таможенных сборов. Его несомненной заслугой стало активное развитие металлургического производства на Урале и быстрое создание его в Забайкалье. Его влияние на государственные дела было значительным, не зря же иностранные дипломаты в своей переписке называли его канцлером.
В 1703 году Виниус попал в опалу. В результате интриг в окружении царя он был обвинен во взятках и плохой организации поставок в армию. Во взятки поверить можно, в те времена это было практически нормой. А вот плохое снабжение армии сомнительно, так как в документах оно серьезного обоснования не получило. Но в результате разбирательства на Виниуса наложили солидный штраф и сняли с постов в Аптекарском, Артиллерийском и Сибирском приказах. Его вернули в Посольский приказ, а затем отправили в действующую армию на Украину. Видимо, тучи над головой Виниуса основательно сгустились, раз он в 1706 году самовольно уехал за границу. Почти два года он пробыл в Голландии, но затем вернулся, смог оправдаться перед Петром и ему даже вернули конфискованное имущество.
Последние годы Виниус жил в Петербурге, занимаясь переводами военной и политической литературы, выполняя разовые поручения царя. А для души — коллекционировал карты и собирал библиотеку. В ноябре 1716 года думный дьяк Андрей Андреевич Виниус скончался. Род Виниусов в России пресекся, так как сын Андрея Андреевича умер раньше отца, не оставив потомства.