Случилось это в селе Назарово Енисейской губернии, в далекой сибирской деревне. Отец, по местным меркам, был первый парень на деревне, закончил три класса церковно-приходской школы; мама была неграмотной, но зато такой душевной…
И нянька, и мамка
Вслед за Мариной родилось еще трое ребятишек, а старшей пришлось быть для всех них и нянькой, и мамкой, так как родители уходили с утренней зарей, а возвращались затемно. Так что готовка, стирка, уборка, не говоря уже о присмотре за шустрыми малышами, всегда лежали на ее худеньких плечах, которые нещадно болели из-за тяжелого коромысла. Правда, поначалу она набирала по половинке ведер, но каждый раз ходить к реке было еще тяжелее…
Но вот чуточку подросли ребятишки, и Марина тоже начала работать. Ее взяла к себе богатая односельчанка, за сущие копейки. Зато фронт работ нарезала такой, что мама не горюй — вместо трех малышей Марина получила в попечение десяток коров, которых не только нужно было выпасти, но и подоить. Одним словом, хлебнула тяжкого крестьянского труда вдоволь.
А в свободное от работы время Марина была заводилой у местных комсомольцев, устраивала различные мероприятия, концерты, словом, была тем «мотором», генератором идей, который не приемлет скуки.
Симпатичную энергичную девушку заметили и в районе. Волостной комитет комсомола не устоял перед напором Ладыниной, и местный секретарь подписал путевку для поступления в какой-либо вуз, но обязательно на факультет общественных наук. Хитрая Марина скрыла, что мечтает о большой сцене.
Из учительницы в актрисы
Мало кто знает, что Ладынина в 15,5 лет стала сельской учительницей начальных классов. Кроме школьной и общественной работы активно участвовала в художественной самодеятельности: пела в концертах, выступала в любительских спектаклях, жила ролью своих героинь. И было ясно, что ее притягивает сцена. Но остаться без учительницы в волостном комитете комсомола явно не хотели, а потому появилась такая формулировка: «факультет общественных наук».
Оказавшись в Москве, Ладынина прямиком отправилась в ГИТИС. Здесь рекомендация волостного комитета комсомола оказалась ненужной бумажкой. Марина очень тщательно готовилась к экзамену и сдала его на «отлично». Строгой комиссии понравились и ее непосредственность, и природная красота, и умение свободно держаться перед лицом авторитетного жюри. Когда у начинающего артиста, литератора, юриста нет робости перед авторитетами — больше гарантии, что они сумеют раскрыться…
На Ладынину обратил особое внимание Константин Сергеевич Станиславский, который уделил провинциальной, начинающей актрисе три часа своего драгоценного времени, а напоследок сказал своим друзьям:
«Далеко пойдет! Ни обаянием, ни трудолюбием Бог не обидел. Лишь бы не захвалили…»
Укротительница Пырьева
Но и звездная болезнь не грозила крестьянской девушке. Природная скромность сопровождала всю жизнь актрисы.
Однажды, в далекие 90-е годы, журналист одного популярного российского издания уже договорился о встрече с Мариной Алексеевной, зарезервировал две страницы в издании, побеседовал со знаменитой актрисой. Но до публикации дело не дошло: «Если вы это напечатаете, я умру…» — вздохнула Ладынина.
Кто ж желал ее смерти? Интервью так и не появилось в печати. Такому бы отношению поучиться некоторым нашим псевдозвездам, которые, не успев приподняться на локте с постели, вываливают о себе в журналы и таблоиды все, что под руку попадется. А Ладыниной никогда не нужен был пиар, ее и без этого все обожали.
Первыми почитателями ее таланта стали Владимир Немирович-Данченко и Алексей Максимович Горький. Первый поставил спектакль с ее участием, пригласив на роль Тани в инсценировке рассказа Горького «Двадцать шесть и одна». Маститый литератор, побывав на спектакле, пришел в полный восторг и попросил познакомить его с актрисой…
Марина обладала не только сценическим талантом, но и очень чутким, добрым сердцем. А также несгибаемым характером. Вот только один из эпизодов из жизни актрисы.
В 1937 году были закончены съемки фильма «Богатая невеста», где Ладынина сыграла главную роль. Это, кстати, было то время, когда Иван Пырьев ради Марины готов был горы свернуть. Но речь не о том. Сценарий фильма был написан двумя разными по характеру людьми: Евгением Помещиковым и Аркадием Добровольским. Последнего вскоре арестовали. Через некоторое время он оказался в лагерях, получив 25 лет.
Ладынина не оставила сценариста в беде. Она тайно отправляла в лагерь посылки, чем помогла узнику выжить. Он писал:
«Кроме того, что Ваше имя светит через толщу шахт, считайте, что своими письмами Вы ставите перед иконой свечку за то, чтобы Вас миновала эта кара».
После освобождения, через 25 лет, он пришел к Марине Алексеевне, встал у порога на колени и сказал:
«Я поклялся себе, что первый человек, к которому я приду на свободе, будете Вы».
Подобных эпизодов в жизни известной актрисы было немало. Конечно, далеко не всем нравился тот факт, что Ладынина согласилась стать женой Ивана Пырьева, который считался деспотом на съемочной площадке. Но Марина Алексеевна сумела стать укротительницей этого необузданного характера. Она была богиней не только на сцене, но и за ее пределами.
Очаровательная женщина, умница
Однажды Владимира Зельдина, исполнявшего главную роль в фильме «Свинарка и пастух», спросили:
— Вы работали в тесном контакте с красавицей Мариной Ладыниной. Не влюбились друг в друга?
— С моей стороны было чувство обожания: я восхищался ее умом, красотой, дарованием, скромностью. Мария Алексеевна Ладынина была совершенно очаровательная женщина с огромными голубыми глазами, умница!.. Я просто обожал ее. Когда мы вместе с ней играли сцену, стояли в кадре, меня охватывало чувство обожания и трепет…
Ум, красота, дарование, скромность. А разве не с этими качествами ассоциируется у многих наших соотечественников и жителей остального мира русская женщина? Разве не в этом соль загадочной русской души?
«Трактористы», «Свинарка и пастух», «В шесть часов вечера после войны», «Кубанские казаки» — трудно найти человека, который бы не вспоминал об этих фильмах без ностальгии…
Кстати, в нашем отечественном кинематографе нет второй такой актрисы, которой бы пять раз была присуждена Сталинская премия. Марина Ладынина была удостоена такой почести за фильмы: «Трактористы» (1942 г.), «Свинарка и пастух» (1942 г.), «В шесть часов вечера после войны» (1946 г.), «Сказание о земле сибирской» (1948 г.), «Кубанские казаки» (1951 г.). В том же 1951 году она стала народной артисткой СССР.
Среди друзей актрисы были Фаина Раневская, Николай Черкасов, Лидия Русланова, Юрий Олеша, Михаил Светлов, композитор Исаак Дунаевский, но самым преданным другом стал легендарный Борис Федорович Андреев.
Остается добавить, что ее сын Андрей тоже выбрал кино, был актером, кинорежиссером, скончался в 2011 году. А внук, Иван Андреевич Ладынин стал историком, египтологом.
Марины Алексеевны Ладыниной не стало 10 марта 2000 года. Она ушла из жизни тихо и скромно, как и жила. Оставив для нас целую россыпь запоминающихся образов и гордость за русскую женщину!