Кому Достоевский написал: «Становлюсь на колени, молюсь тебе и целую твои ноги»?

Реклама
Грандмастер

9 июня 1918 года, 90 лет назад, в Ялте скончалась женщина, которой великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский написал трогательные строчки: «Милый ангел мой, Аня: становлюсь на колени, молюсь тебе и целую твои ноги. Ты мое будущее все — и надежда, и вера, и счастие, и блаженство». Эта женщина подарила ему в последние 14 лет его жизни не только любовь и преданность, но стала без преувеличения его музой, без которой многое из того, что задумывал писатель, вряд ли бы легло на бумагу.

Конечно, многие читатели уже догадались, что речь идет об Анне Григорьевне Достоевской (Сниткиной). Той, которая не строила о себе никаких иллюзий, и тоже как-то созналась: «Я не отличалась красотой, не обладала ни талантами, ни особенным умственным развитием. И вот, несмотря на это, заслужила от такого умного и талантливого человека глубокое почитание и почти поклонение».

Реклама

Рулетка и эпилепсия в придачу

На самом деле все было не так-то просто. Кем она встретила гения? Во-первых, тяжело больным человеком, страдающим неуемной страстью к рулетке. Во-вторых, его физическое состояние оставляло желать лучшего — время от времени случались приступы эпилепсии, кто знает, что это за беда, не станут спорить: серьезное испытание для любящей женщины. И, наконец, помимо большого ребенка — мужа — Анна рожала и заботилась о детях.

Анна Григорьевна родилась 11 сентября 1846 года в Санкт-Петербурге, в семье мелкого петербургского чиновника Григория Ивановича Сниткина и его супруги Анны Николаевны Мильтопеус, шведки финского происхождения. Отец и мать Анны-младшей были полными противоположностями друг другу — он был, что называется, не рыба, ни мясо, зато она бойкая и энергичная. Но то, что их, безусловно, связывало — творчество Федора Михайловича Достоевского, чьими горячими поклонниками они являлись.

Реклама

Эту любовь они привили и дочери, которая зачитывалась романами писателя. Но она и в мыслях не держала, что, спустя 20 лет после ее рождения, судьба сведет ее с кумиром своего детства. Так получилось, что Федор Михайлович тогда нуждался в стенографистке, причем, весьма квалифицированной. Он был в цейтноте — издатель поставил перед ним жесткие рамки: написать новый роман (это был «Игрок») в течение 26 дней.

Велико было его разочарование, когда вместо умудренной опытом пожилой стенографистки к нему в комнату впорхнуло 20-летнее создание, еще только обучающееся на курсах. Но писателя подкупила цена, которую запросила Анна за свой труд, сущие копейки. Так что их совместная работа началась без промедления.

Реклама

Она потребовала тех самых 26 дней, с 4 по 30 октября 1866 года. Издатель поставил условие: закончить все к 1 ноября. Но Анечка преподнесла своему кумиру настоящий подарок к 45-летию — вручила последний переписанный лист романа.

Для дедушки и девушки достаточно одной искры

…Наступила тяжелая минута. Оба понимали, что если они скажут сейчас друг другу: «До свидания», новой встречи может и не быть. И опытный Федор Михайлович пытается удержать свою юную помощницу, туманно намекая на то, что задумал писать вторую часть «Преступления и наказания». И лучше стенографистки ему не найти…

Как бы там ни было, но спустя девять дней во время встречи Достоевский вдруг изменяет тактику. Он рассказывает Анечке, что задумал писать новый роман, в котором такой сюжет: пожилой художник пытается добиться руки и сердца у молоденькой девушки по имени Аня. А он-де, Достоевский, не очень-то соображает в психологии юных особ прекрасного пола. А потому просит Сниткину быть консультантом…

Реклама

Чем обычно заканчиваются консультации, многие из нас знают не из учебника. Очень уж тонкая эта грань между желанием помочь и умением держать себя в руках, одергивая гения. Вот и Анечке это не удалось…

Была ли это любовь? А почему бы и нет? Они нуждались друг в друге, а потому и потянулись к теплу. Спустя 2,5 месяца состоялась скромная свадьба, а весной 1867 года молодая жена настояла на том, чтобы они выехали за границу. Здесь тоже было несладко, ведь гениальный муж в первые же месяцы успел проиграть абсолютно все: и обручальные кольца, и даже платье жены. От этого расстройства приступы эпилепсии случались чаще, чем обычно. Так мучительно трудно начиналась их совместная жизнь.

Реклама

Это он в письмах писал, незадолго до свадьбы: тебя бесконечно любящий и в тебя бесконечно верующий. На деле все получилось не совсем так, как на бумаге.

Без любимой даже гений без крыла

И все-таки она смогла преодолеть все трудности, не раскисала, стараясь влиять на мужа. Перелом наступил, пожалуй, через год, когда Анна родила первую дочь, названную Софией. Девочка прожила всего лишь 2,5 месяца. Эта потеря, похоже, окончательно образумила Достоевского, который с той поры все реже и реже «бузил», а в 1871 году последний раз играл в рулетку.

К тому времени он уже был дважды отцом: 1869-м, в Дрездене у Достоевских родилась дочь Любовь, а после возвращения в Россию — два сына: Федор (1871) и Алексей (1875). Последний сын пожил недолго — не отметив и третий свой день рождения. А Любовь и Федор прожили до 20-х годов XX века, и ушли из жизни уже после смерти матери.

Реклама

Последний свой роман «Братья Карамазовы» Федор Михайлович посвятил супруге. Но помимо литературы у него накопилась обширная переписка с женой. До наших дней сохранились 164 письма Достоевского к Анне и 75 писем ее к нему. Изучая их, можно сделать вывод: ничто человеческое этой паре не было чуждо. Как это не покажется нелепым, но писатель частенько изводил свою молодую жену ревностью, а она была вынуждена снова и снова клясться в любви: «Спасибо тебе, мое золотое сокровище, за твои милые, дорогие письма. Радуют они меня несказанно. Люблю я тебя, дорогой мой, безумно, и очень виню себя за то, что у нас иногда идет шероховато. А все нервы, все они виноваты. Тебя же я люблю без памяти…»

Реклама

Одна, но пламенная страсть

Их счастье длилось не очень долго, в 1881 году Федора Михайловича не стало. В этот год Анне Григорьевне исполнилось 35 лет. Вторично замуж она так и не вышла. После смерти писателя собирала его рукописи, письма, документы, фотографии. Организовала в 1906 году комнату, посвященную Федору Михайловичу в Историческом музее в Москве.

Правда, отношения между Анной Григорьевной и ее дочерью Любой не заладились. Дошло до того, что они снимали разные квартиры, порой не видясь месяцами. Но все это со временем отболело.

И еще на одно обстоятельство следует обратить внимание. В пору своего счастливого замужества, в Дрездене, в 1867 году Анна поспорила с мужем, что люди ее поколения способны увлечься чем-то на всю жизнь. Федор Михайлович не поверил. Они проходили мимо магазина. Анна забежала в него и купила альбом для почтовых марок. Она собирала их более полувека, хотя муж относился к этому хобби, как к блажи.

Что с ним стало, с альбомом, никто не знает. А может, хватит искать Янтарную комнату? Давайте найдем марки Анны Григорьевны Достоевской?!

Реклама