Подвиг учёного, или Кто составил описание Камчатки и умер в нужде? (часть 2)

Реклама

Четыре года путешествовал С. П. Крашенинников по Камчатке, выполняя самым добросовестным образом полученное задание — «исследовать и описать наиболее полно полуостров Камчатку».

В 1741 году он отбыл с полуострова и в конце следующего года прибыл в Петербург с собранным им обширным материалом. Доклад о проведенных исследованиях произвел большое впечатление в Академии наук. Учёному было поручено составить описание Камчатки с использованием привезенного материала и на основе личных наблюдений. С обычным для него рвением и усердием принялся Степан Петрович за выполнение нового нелегкого задания.

А. А. Осипов, «Портрет С. П. Крашенинникова», гравюра, 1801 г.
Фото: ru.wikipedia.org
Реклама

На обработку материала и составление текста ушло несколько лет. В 1753 году он закончил свой титанический труд. Книга была издана в 1755 году и впоследствии переведена на немецкий, французский, английский и другие языки мира.

Эта фундаментальная монография называлась «Описание земли Камчатки», состояла из двух томов и многочисленных приложений, в том числе карт.

В первом томе книги содержались подробные сведения о Камчатке, ее географическом положении, реках, дорогах, вулканах, источниках, минералах, климате, животных, насекомых, птицах, рыбах, растениях. Второй том посвящен жителям полуострова: в нем автор рассказывает о «камчатских народах», описывает жилища, одежду, пищу аборигенов, предметы домашнего обихода занятия, нравы и обычаи, религиозные воззрения и многое другое, в том числе приводит ряд исторических сведений.

Реклама

«Описание земли Камчатки», — писал академик Л. С. Берг, — есть замечательный географический труд, стоящий на высоте тогдашней науки и доселе сохранивший свое значение. Книге этой по справедливости должно быть присвоено наименование классической".

Труды С. П. Крашенинникова по географии полуострова и в области лингвистики, посвященные изучению языков камчадальского, коряцкого и курильского (айнского) народов, вошли в сокровищницу не только русской, но и мировой культуры. Из них ученые разных отраслей знаний (историки, этнографы, географы и др.) черпают необходимые сведения.

Скромный труженик науки не дождался выхода в свет своего детища. «Конец житию его последовал в 1755 году февраля 12 дня, как последний лист сего описания был отпечатан…», — писал первый биограф

Реклама
С. П. Крашенинникова.

Отдавая лучшие свои годы жизни делу исследования Камчатки, скитаниям по этому дикому полуострову вдали от родных и цивилизованного мира, Степан Петрович не приобрел никаких материальных благ. Вернувшись в Петербург, он жил очень бедно, одиноко, в скромной комнате на чердаке, постоянно нуждаясь и даже голодая.

Сохранились прошения Степана Петровича об оказании ему материальной помощи. В одном из них, написанном в 1747 году, он просит Академию наук выдать 10 рублей: «…нахожусь в такой бедности, что дневного пропитания почти не имею…» В другом, более позднем обращении, он, будучи уже очень больным, пишет, что «…лекарств купить не на что…».

Борьба с нуждой, недоедание, болезни подтачивали здоровье этого человека. После возвращения Степана Петровича с Камчатки так длилось около тринадцати лет. И тем не менее он исступленно работал не покладая рук над созданием своего бессмертного труда.

Реклама

Имя ученого увековечено на картах мира. Его носят остров у южных берегов Камчатки и одна из гор на этом полуострове, бухта в южной части острова Парамушир (в системе Курильских островов) и другие географические объекты.

Лучшую характеристику этому благородному человеку, неутомимому труженику, истинному патриоту нашей Родины дал российский историограф, академик Петербургской Академии наук Г. Ф. Миллер в предисловии к первому изданию книги «Описание земли Камчатки»: «Он был из числа тех, кто ни знатною природою, ни фортуны благодеянием не предпочтены, но сами собою, своими качествами и службою, произошли в люди, кои ничего не заимствуют от своих предков и сами достойны называться начальниками своего благополучия».

Реклама