Как за год пройти путь от крепостного до академика? Судьба В. А. Тропинина

Реклама
Грандмастер

Жизнь прекрасного портретиста Василия Андреевича Тропинина была не типична для крупного российского живописца, происходившего, как правило, из дворянской среды. Василий родился в 1780 (возможно в 1776) году под Новгородом в селе Карповка в семье крепостного графа А. С. Миниха. Впоследствии в составе приданого дочери Миниха, Натальи, он оказался в дворовых людях у графа И. И. Моркова.

Живописный талант прорезался у мальчика с детства. Ему повезло, что барин оказался просвещенным и решил сделать из него художника. Юноша даже посещал вольноприходящим учеником Академию художеств. Его основной наставник, портретист С. С. Щукин, отмечал у Василия несомненный талант. За свои картины на академических выставках Тропинин получил серебряную и золотую медали. Но получить художественное образование ему не дали. Морков посчитал, что способностей Василия теперь вполне хватит, чтобы писать копии с картин известных мастеров и портреты членов его семьи, а также расписывать потолки в барской усадьбе и писать иконы для местной церкви.

Реклама

В. А. Тропинин, «Автопортрет», 1844 г.
Фото: ru.wikipedia.org

На долгие годы Тропинина оторвали от художественной жизни, так как семейство Морковых переехало в свое имение на Украине. Именно на Украине Василий Андреевич сложился как самобытный художник. Здесь он много и плодотворно работал, стремясь восполнить недостаток академического образования. Впоследствии он мог с полным правом говорить, что всем, чего достиг, он обязан природе, у которой постоянно учился.

Первые самостоятельные работы Тропинина — старательно выписанные и немного наивные образы украинских девушек. В этих небольших картинах уже есть умело подобранный колорит, легкость и прозрачность мазка. Художник явно любуется своими моделями, стараясь перенести на холст их красоту, непосредственность и обаяние, что стало впоследствии характерной чертой почти всех его женских портретов. К сожалению, многие ранние работы Тропинина сгорели в доме Моркова во время московского пожара 1812 года.

Реклама

В послевоенные годы Тропинин работает в Москве, он не только восстанавливает живописное убранство дома Морковых, но и пишет много прекрасных портретов, в том числе поэта И. И. Дмитриева, героев Отечественной войны генералов П. И. Багратиона, И. И. Алексеева, Ф. И. Талызина, А. П. Урусова.

Несомненно, Тропинину нравилось писать женщин и детей. Его портреты и немного сентиментальные жанровые композиции нравились заказчикам, а они у художника появились, несмотря на его крепостное положение. Крепостная зависимость талантливого художника вызывала недовольство в кругах просвещенного дворянства. За Тропинина хлопотали многие известные люди того времени, включая генерала А. А. Тучкова

Реклама
, который вместе с Морковым сражался при селе Бородине. Однако граф Морков дал своему художнику вольную только в 1823 году, а его жене и сыну — по прошествии еще пяти лет.

В 1823 году в жизни Тропинина произошло еще одно важное событие, за картину «Кружевница» он получил звание «назначенного в академики». Эта картина художника стала чрезвычайно популярна, ему пришлось повторять её неоднократно. Картин с подобными сюжетами он написал много. Ему нравилось изображать молодых прелестниц за рукоделием, на его картинах — вышивальщицы, золотошвейки, пряхи и т. п.

В 1824 году художник за «Портрет медальера К.А. Леберехта» получил звание академика. Ему предлагали остаться в Петербурге и принять должность профессора Академии художеств, но он отказался, сославшись на усталость от всяческой зависимости, и решил окончательно поселиться в Москве.

Реклама

В Москве Тропинин выполнял исключительно частные заказы. Москвичи обоснованно шутили, что Тропинин «переписал всю дворянскую Москву». Не связанный с Академией художеств, он не участвовал в официальных выставках, но слава его, как «лучшего портретиста» была огромной. Её признавали и коллеги по профессии. Карл Брюллов, который почти полгода прожил в Москве, отказывался от многих выгодных заказов на портреты москвичей, говоря: «У вас есть собственный превосходный художник». От этого посещения Брюловым Москвы остался прекрасный портрет, написанный Тропининым. Стоит сказать, что признанный художественный мэтр с удовольствием бывал у стареющего художника, Рамазанов впоследствии вспоминал: «Карл Брюллов, пораженный в старце необыкновенной ясностью ума, свежей памятью всего былого, теплотою чувств, живительным взглядом на искусство и удивительным о нем разговором, полюбил Тропинина всей душой и редкий день не навещал его».

Реклама

Тропинин оставил потомкам большое количество портретов, изображающих известнейших людей той эпохи. Интересно, что его мужские портреты лишены сентиментальности и даже по колориту более сдержаны и суровы, чем женские. Наиболее известным в наши дни является портрет А. С. Пушкина, репродукции с которого видел каждый школьник. Не знаю, как сейчас, а в годы моей учебы в школе даже сочинение писали «Пушкин на портрете Тропинина». У портрета поэта была любопытная судьба. На долгие годы он просто исчез, неизвестно, в чьих руках он побывал. Уже в конце жизни Тропинина портрет, находившийся в плачевном состоянии, случайно купил в меняльной лавке М. А. Оболенский. Новый владелец попросил Тропинина подтвердить подлинность портрета и провести его реставрацию. Но Тропинин согласился только почистить портрет, сказав, «что не смеет трогать черты, положенные с натуры и притом молодой рукой».

Реклама

Москва относилась к своему художнику с большим уважением. В 1843 году он был избран почетным членом Московского художественного общества. Кстати, «Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль» был написан им в 1844 году по заказу Общества, при котором работало художественное училище. Тропинин любил приходить в училище, где его всегда ждали с нетерпением. Он надолго задерживался в рисовальных классах, помогал будущим художникам своими советами, а иногда брал в руки кисти и проводил, говоря современным языком, мастер-класс.

В пятидесятых годах художник стал задумываться над прожитым, на его полотнах появляются старики и старухи, за плечами которых длинная и не всегда легкая жизнь. Часто пишет свою супругу Анну Ивановну, с которой в любви и согласии прожил более 50 лет. Будучи вольной, она вышла замуж за крепостного и стала для него верной спутницей жизни. Смерть супруги в 1855 году Тропинин переживал очень тяжело, даже переехал из квартиры, в которой они прожили больше тридцати лет. Василий Андреевич Тропинин ненамного пережил супругу. Он умер 3 мая 1857 года. Похоронили художника на Ваганьковском кладбище.

Реклама