Джон родился в городке Саутгемптоне графства Хэмпшир 8 июня 1829 года в зажиточной семье. Родители обожали мальчика и дали ему прекрасное образование. Он с детства отличался удивительными способностями, и учеба давалась ему легко. Уже в 11 лет он поступил в школу при Королевской академии художеств, а в 17 — дебютировал на академической выставке с картиной «Захват Писарро верховного инки Перу». Сложная по композиции и добротная по исполнению работа особого впечатления ни на зрителей, ни на академических профессоров не произвела, хотя выгодно отличалась от многих работ его сокурсников. Относительный неуспех только подхлестнул молодого художника, в следующем году он выставляет картину на библейскую тему «Племя Бенджамина захватывает дочерей Шилоха», за которую получает первую в своей жизни золотую медаль.
В период учебы у Джона завязываются дружеские отношения с талантливыми начинающими художниками -Уильямом Холменом Хантом и Данте Габриэлем Россетти. В 1848 году эта троица совместно с несколькими примкнувшими к ним молодыми людьми образует «Братство прерафаэлитов». Они ставили перед собой грандиозную цель — преобразить английскую живопись, взяв за основу благочестивый, нравственно чистый и исходящий из самой природы стиль художников
Молодые художники серьезно изучали творения старых мастеров. Хант вспоминал, как прерафаэлиты рассматривали гравюры с фресок XIV века: «Каждый из нас наперебой отмечал черту за чертой то наивное простодушие, что одушевляло художника и руководило его замыслами. Мы решили, что будем стремиться к подобной же простоте. Ведь именно прямота выражения и привлекательная искренность и делали итальянское искусство столь сильным и прогрессивным, пока эффектные последователи Микеланджело не привили свои мертвенные плоды к его живому дереву».
В своих произведениях прерафаэлиты не копировали стиль старых мастеров, а пытались воспроизвести дух раннего Возрождения. Миллес первым создал картину, выдержанную в новом стиле. Но представленная им на академическую выставку «Изабелла», написанная в стиле, напоминающем фресковую живопись, особого интереса у публики не вызвала. Зато в следующем году он выставил «Христа в доме родителей», вызвавшего реакцию бурную, но не ту, на которую рассчитывал художник. Картину не ругал только ленивый, мастеру доставалось и от не входящих в братство собратьев по живописи, и от зрителей. Его обвиняли в отсутствии в картине божественности, в грубом натурализме, в жесткости живописной манеры и излишней чувственности персонажей. Его новые работы «Марианна», «Возвращение голубя в Ковчег», «Дочери дровосека» тоже вызвали жаркие споры, хотя и были встречены с большим пониманием.
Выставленный им в 1852 году «Гугенот» вызвал одобрение ценителей живописи, а последовавшая за ним «Офелия» потрясла зрителей и принесла автору заслуженную славу. В этой работе он почти иллюстративно, но с большой реалистичностью отобразил шекспировский сюжет. Картина рождалась в муках, а Элизабет Сиддел, позировавшая ему в образе шекспировской героини, даже получила воспаление легких из-за долгого лежания в ванне с водой. Символично, что судьба девушки, как и Офелии, оказалась трагичной. Она умерла в возрасте 33 лет от передозировки наркотика.
После «Офелии» Королевская академия художеств, чьи каноны он опровергал предыдущими работами, принимает Миллеса в свои члены. Братство прерафаэлитов распадается, а художник возвращается к академической манере живописи, в которой не остается ничего от прежних прерафаэлитских исканий.
Миллес быстро становится одним из самых востребованных английских мастеров. Написанные им портреты, отличающиеся красивостью и изысканностью исполнения, пользуются большой популярностью. Видимо, салонная живопись, хотя и приносит хороший доход, не удовлетворяет мастера. Он пробует себя в книжной и журнальной иллюстрации, сотрудничает с журналом «Once a Week». Но главное место в его живописи теперь прочно занимает портрет. На его многочисленных портретах высший свет викторианской Англии, люди, которые прочно вошли в историю Объединенного королевства. Во многом благодаря этим работам он в 1885 году получил титул барона.
В картинах мастера появляется не свойственная ему раньше сентиментальность и назидательность. Но именно такие работы и нравятся публике. Цветные литографии с его картин расходятся многотысячнымм тиражами. В этом отношении любопытна его работа «Мыльные пузыри», на которой он изобразил своего сына. В период прерафаэлитской молодости ему в самом страшном сне не могло присниться, что с репродукциями его картины торговцы мылом сделают рекламные плакаты, которые станут «украшением» английских заборов. Кстати, это была первая реклама с использованием картины известного художника.
Во многих работах Миллеса пейзаж занимает важное место, создавая нужный психологический настрой всему полотну. В последний период своего творчества он обращается к пейзажу как к самостоятельному жанру. Мастер с любовью пишет виды Шотландии, ему нравятся дикие уголки, где природа еще не ощутила на себе пагубное влияние человека и пребывает в первозданной красоте.
Свой жизненный путь сэр Джон Эверетт Миллес заканчивал, находясь на вершине славы, окруженный всеобщим поклонением. Всего за месяц до смерти его избрали президентом Королевской Академии художеств. В его творческой жизни были периоды взлетов и падений, но многие созданные им полотна навсегда вошли в золотой фонд мировой культуры, которые и в наши дни не оставляют зрителей равнодушными.