Как за художественный талант получить титул барона? Судьба Джона Эверетта Миллеса

Реклама
Грандмастер

Его искусство вызывало жаркие споры. Его называли «падшим ангелом живописи», но платили за его работы громадные деньги. Он в молодости боролся с Академией художеств, но закончил жизнь её президентом. Пожалуй, ни до, ни после Миллеса художники не пользовались таким успехом у английской публики, какой выпал на его долю.

Джон родился в городке Саутгемптоне графства Хэмпшир 8 июня 1829 года в зажиточной семье. Родители обожали мальчика и дали ему прекрасное образование. Он с детства отличался удивительными способностями, и учеба давалась ему легко. Уже в 11 лет он поступил в школу при Королевской академии художеств, а в 17 — дебютировал на академической выставке с картиной «Захват Писарро верховного инки Перу». Сложная по композиции и добротная по исполнению работа особого впечатления ни на зрителей, ни на академических профессоров не произвела, хотя выгодно отличалась от многих работ его сокурсников. Относительный неуспех только подхлестнул молодого художника, в следующем году он выставляет картину на библейскую тему «Племя Бенджамина захватывает дочерей Шилоха», за которую получает первую в своей жизни золотую медаль.

Реклама

Джон Эверетт Милле, «Автопортрет», 1881 г.
Фото: ru.wikipedia.org

В период учебы у Джона завязываются дружеские отношения с талантливыми начинающими художниками -Уильямом Холменом Хантом и Данте Габриэлем Россетти. В 1848 году эта троица совместно с несколькими примкнувшими к ним молодыми людьми образует «Братство прерафаэлитов». Они ставили перед собой грандиозную цель — преобразить английскую живопись, взяв за основу благочестивый, нравственно чистый и исходящий из самой природы стиль художников XIV—XV вв.еков. Уже по названию понятно, что они ориентировались на художественную эпоху, предшествующую Рафаэлю.

Молодые художники серьезно изучали творения старых мастеров. Хант вспоминал, как прерафаэлиты рассматривали гравюры с фресок XIV века: «Каждый из нас наперебой отмечал черту за чертой то наивное простодушие, что одушевляло художника и руководило его замыслами. Мы решили, что будем стремиться к подобной же простоте. Ведь именно прямота выражения и привлекательная искренность и делали итальянское искусство столь сильным и прогрессивным, пока эффектные последователи Микеланджело не привили свои мертвенные плоды к его живому дереву».

Реклама

В своих произведениях прерафаэлиты не копировали стиль старых мастеров, а пытались воспроизвести дух раннего Возрождения. Миллес первым создал картину, выдержанную в новом стиле. Но представленная им на академическую выставку «Изабелла», написанная в стиле, напоминающем фресковую живопись, особого интереса у публики не вызвала. Зато в следующем году он выставил «Христа в доме родителей», вызвавшего реакцию бурную, но не ту, на которую рассчитывал художник. Картину не ругал только ленивый, мастеру доставалось и от не входящих в братство собратьев по живописи, и от зрителей. Его обвиняли в отсутствии в картине божественности, в грубом натурализме, в жесткости живописной манеры и излишней чувственности персонажей. Его новые работы «Марианна», «Возвращение голубя в Ковчег», «Дочери дровосека» тоже вызвали жаркие споры, хотя и были встречены с большим пониманием.

Реклама

Выставленный им в 1852 году «Гугенот» вызвал одобрение ценителей живописи, а последовавшая за ним «Офелия» потрясла зрителей и принесла автору заслуженную славу. В этой работе он почти иллюстративно, но с большой реалистичностью отобразил шекспировский сюжет. Картина рождалась в муках, а Элизабет Сиддел, позировавшая ему в образе шекспировской героини, даже получила воспаление легких из-за долгого лежания в ванне с водой. Символично, что судьба девушки, как и Офелии, оказалась трагичной. Она умерла в возрасте 33 лет от передозировки наркотика.

После «Офелии» Королевская академия художеств, чьи каноны он опровергал предыдущими работами, принимает Миллеса в свои члены. Братство прерафаэлитов распадается, а художник возвращается к академической манере живописи, в которой не остается ничего от прежних прерафаэлитских исканий.

Реклама

Миллес быстро становится одним из самых востребованных английских мастеров. Написанные им портреты, отличающиеся красивостью и изысканностью исполнения, пользуются большой популярностью. Видимо, салонная живопись, хотя и приносит хороший доход, не удовлетворяет мастера. Он пробует себя в книжной и журнальной иллюстрации, сотрудничает с журналом «Once a Week». Но главное место в его живописи теперь прочно занимает портрет. На его многочисленных портретах высший свет викторианской Англии, люди, которые прочно вошли в историю Объединенного королевства. Во многом благодаря этим работам он в 1885 году получил титул барона.

В картинах мастера появляется не свойственная ему раньше сентиментальность и назидательность. Но именно такие работы и нравятся публике. Цветные литографии с его картин расходятся многотысячнымм тиражами. В этом отношении любопытна его работа «Мыльные пузыри», на которой он изобразил своего сына. В период прерафаэлитской молодости ему в самом страшном сне не могло присниться, что с репродукциями его картины торговцы мылом сделают рекламные плакаты, которые станут «украшением» английских заборов. Кстати, это была первая реклама с использованием картины известного художника.

Реклама

Во многих работах Миллеса пейзаж занимает важное место, создавая нужный психологический настрой всему полотну. В последний период своего творчества он обращается к пейзажу как к самостоятельному жанру. Мастер с любовью пишет виды Шотландии, ему нравятся дикие уголки, где природа еще не ощутила на себе пагубное влияние человека и пребывает в первозданной красоте.

Свой жизненный путь сэр Джон Эверетт Миллес заканчивал, находясь на вершине славы, окруженный всеобщим поклонением. Всего за месяц до смерти его избрали президентом Королевской Академии художеств. В его творческой жизни были периоды взлетов и падений, но многие созданные им полотна навсегда вошли в золотой фонд мировой культуры, которые и в наши дни не оставляют зрителей равнодушными.

Реклама