Кого можно без преувеличения назвать душой и совестью современного кино?

Реклама
Грандмастер

Сегодня, 18 мая, отмечает свое 75-летие Валентина Георгиевна Ананьина, которую можно смело назвать «долгожительницей» советского и российского кино. Судите сами: начинала она в фильме «Урок жизни», в далеком 1955 году, а дальше были роли в таких культовых фильмах, как «Солдат Иван Бровкин», «Коммунист», «Девушка без адреса», «Летят журавли», «Карьера Димы Горина», «Я шагаю по Москве», «Неуловимые мстители», «Белорусский вокзал», «Тени исчезают в полдень», «Романс о влюбленных», «Анискин и Фантомас», «Следствие ведут знатоки». Мне могут возразить, мол, роли в этих фильмах были эпизодические, второго плана, но само участие более чем в 200 съемках — это замечательный показатель!

Реклама

И более того, даже сегодня, несмотря на свой «восемнадцатилетний» возраст, Валентина Георгиевна продолжает активно сниматься: достаточно вспомнить такие сериалы, как «Даша Васильева», «Евлампия Романова-2», «Женская логика». И в 2008 году вышло сразу два фильма с ее участием: «Батюшка» и «Мы странно встретились».

В чем секрет долголетия актрисы? В том, что она пьет только парное молоко? (Да, это она в рекламном ролике поит внучат молоком.) Или в том, что она от рождения обладает отменным здоровьем? Узнаваема? Любима? Востребована? Оптимистка? Обладает житейской мудростью? Это тоже прибавляет жизни…

Скорее всего, Ананьина взяла всего понемножку, как салатиков на шведском столе: здесь щепотку, там горсточку, а тарелка напоминает разноцветную мозаику. В ней есть, пожалуй, все качества, которые перечислены выше, с некоторыми оговорками.

Реклама

Оговорка № 1. Здоровье

Чем дальше в XXI век, тем все меньше «шагреневая кожа» нашего с вами здоровья: плохая экология, эмульгаторы, дыры в озоновом слое, поток машин, выплевывающий газы, содержащие тяжелые металлы. Да мало ли что! А у них, довоенного поколения, пища была проще, но здоровее…

Но Валентина Георгиевна в 33 года перенесла инсульт. Случилось это вскоре после неожиданной потери любимого мужа, у них даже дети не успели появиться. Да, организм молодой, с этой страшной болезнью справился, но, скорее всего, и режиссеры об этом знали, а потому и не приглашали на роли импульсивных, переживающих резкие эмоциональные встряски героинь! Она не бегает по сцене, кусая губы в кровь, не борется отчаянно за любимого мужчину, но всегда спокойна, рассудительна, готова выслушать, поддержать, дать добрый совет.

Реклама

Такова и Катя, работница столовой, которая кормит супом героя Евгения Леонова в фильме «Белорусский вокзал», и деревенская женщина в «Балладе о солдате», и Мироновна в телесериале «Тени исчезают в полдень», и Клавдия Степановна, уборщица роддома в фильме «9 месяцев». Это можно сказать, вторая мама для тех, чьи мамы остались далеко-далеко…

Оговорка № 2. Узнаваемость

Она снималась практически у всех оставивших свой след режиссеров советского и российского кино. Почему ее так охотно приглашали совершенно разные и по жизненному опыту, и по творческому темпераменту режиссеры? Такие, как Юлий Райзман (ее наставник по мастерской ВГИКа, которую она закончила в 1957 году), Михаил Калатозов, Иван Пырьев, Лев Рошаль, Александр Роу. Кто-то был спокоен и выдержан, как Калатозов, а кто-то, как гремучая смесь, готовая взорваться на миллионы атомов, как Пырьев. Но они звали в свои фильмы Валентину Георгиевну, словно завороженные. Что в ней было такого, чего не было в других?

Реклама

Скорее всего, природная скромность, застенчивость, умение сглаживать любой конфликт, в том числе и на съемочной площадке, где порой бывает жарко не только от света софитов. Они, режиссеры, всегда знали, что Ананьева поможет им поставить «зазвездившихся» актеров и актрис, даже не принимая участия в эпизоде, не подозревая об этом. Достаточно было сказать: «Ну что ты ерепенишься? Бери пример с Валентины! Она никогда арбузов посередине зимы не требует!».

Оговорка № 3. Оптимизм

Были, были в судьбе Валентины Георгиевны такие моменты, когда в ее палитре оставались только две краски: серая и черная. Были бы дети, эти фантазеры смогли бы раскрасить ее мир всеми цветами радуги. Но Ананьева нашла выход из положения — ее детьми стали воспитанники воскресной школы при Новодевичьем монастыре. С ними она любит заниматься, особенно накануне праздников, когда нужно подготовить какую-то программу.

Реклама

Эти светлячки, для которых не существует отчаяния и скуки, очень любят свою бабу Валю, которая охотно прощает им шалости, если они заходят не слишком далеко. Вседозволенности в воспитании быть не должно, — считает Валентина Георгиевна. Но с детьми киноактриса заметно преображается, хотя и со взрослыми всегда находит общий язык. Особенно на съемочной площадке, где ей всегда почет и уважение. А как же может быть иначе, если ее съемки продолжаются вот уже 59-й год!

Оговорка № 4. Житейская мудрость

Говорят, в старости время течет не в пример неспешнее, чем в юности. Здесь нет порывистых движений, резкого восприятия тех или иных промахов, борьбы за то, что, если человек, которого посчастливилось полюбить, кем-то занят, то его нужно зубами выгрызть у всего мира, даже если с кровью…

Реклама

В старости страсти утихают еще и потому, что, если перед тобой стенка высотой три метра, то на нее уже не нужно вскарабкиваться, как в молодости. Может быть, чуточку замедлить шаг, не подходя близко, осмотреться, с какой стороны ее, родимую, лучше обойти: слева, справа. В жизни очень не хватает Суворовых, которые и в преклонном возрасте карабкаются на Альпы. А с другой стороны, как-то спокойнее, умный, мол, в гору не пойдет.

Валентина Георгиевна была знакома со многими выдающимися людьми отечественного кинематографа и, уверен, она училась у каждого, перенимала все лучшее, что есть у них, отдавая те частички тепла сегодня. И за это ее тоже очень любят и люди ее поколения и молодежь. В каждом из нас живы еще рассказы о теплой русской печке, на которой можно спрятаться от любых невзгод в холодную или сырую погоду…

Здоровья и востребованности Вам подольше, Валентина Георгиевна!

Реклама