В сентябре 1942 года армавирская школа была перебазирована в Фергану. Здесь, в Средней Азии, Валентин Зубков и окончил обучение, после чего был направлен в действующую армию. Правда, об этой странице своей биографии Валентин Иванович не очень-то любил распространяться. Скорее всего, из скромности: на войне он добросовестно выполнял боевые задачи, фашистских стервятников «пачками» не сбивал и Героем не стал. Но, в конце концов, сколько безвестных героев так и не вернулись с фронтов Великой Отечественной.
В 1947 году 24-летний Валентин встретил свою судьбу, красивая девушка Нина согласилась стать его супругой. Они жили мирно и счастливо, но огорчало в первое время то обстоятельство, что Нине долго не удавалось забеременеть — единственный сын родился у них только спустя семь лет после женитьбы.
А в остальном все было, как у всех. Работа, дом, разве что Валентин очень любил художественную самодеятельность, читал со сцены стихи, монологи, в нем пропадал талант лирического актера. Хотя, «пропадал» звучит очень громко. Однажды на концерт попал один из театральных режиссеров, который, увидев Зубкова, сказал ему: «Да вам, молодой человек, нужно в кино играть! Очень уж доброе и открытое у вас лицо, мягкая интеллигентность. На первом плане всегда найдутся ребята побойчее, а вот для второго плана вы идеально созданы…»
Быть вторым? Другой бы на месте Зубкова, наверное, обиделся. Но не Валентин Иванович, он и в войну больше привык быть «ведомым», не отличался особым безрассудством, которое в большинстве своем присутствовало у многих воздушных асов, ставших Героями. В конце концов, от вторых ролей тоже немало зависит.
Он согласился, и даже «приглянулся» Льву Кулиджанову и Якову Сегелю, когда те, в 1956 году, задумали снимать фильм «Это начиналось так». Сюжет прозаичен, но актуален: на целину, в казахские степи, прибывает группа комсомольцев из Москвы и сразу же сталкивается с бюрократизмом и безалаберностью, царящими вокруг. Кто-то бежит из совхоза на более верные заработки, а кто-то просто не хочет работать. Но появляется новый энергичный директор, и все меняется…
Нет, Зубкову не предложили роль энергичного директора. Но что бы этот «везунчик"-руководитель делал без таких, как герой Валентина — бригадир Скворцов, насквозь положительный герой? Спокойный, рассудительный, с трезвыми оценками и отличающийся простотой и основательностью. Как шутили потом друзья: сыграл самого себя.
Роль Скворцова не осталась незамеченной. И уже в следующем году Юлий Райзман приглашает Зубкова в свой фильм «Коммунист», где предлагает ему главную роль. Но после первых проб Валентин сам отказывается от этой роли: не привык он рвать на себе рубаху и грудью прокладывать дорогу другим. В результате главная роль достается яркому и эмоциональному Евгению Урбанскому. Но и Зубков не остался внакладе, сыграв роль кулака Степана, ярого врага Советской власти. Причем в отличие от героя Урбанского он не «пульсирует нервно», не «горит, как сухой хворост, с треском разбрасывая возле себя искры» и от этого он гораздо опаснее коммуниста Губанова. Тот в любое время может шею себе свернуть, а Степан аккуратно дожидается своего часа…
Не будь в том же году гениального фильма «Летят журавли», где Зубкову довелось сыграть роль солдата Степана, пожалуй, его бы воспринимали, как «злостного врага Советской власти», отрицательного героя. Но при всей гениальности Алексея Баталова, Зубков если и уступает ему, то совсем немного и уж, наверное, никто не станет спорить с тем, что Валентин как бы делает положительные качества героя Баталова более выпуклыми, зримыми.
И только в 1960 году «непрофессионала» Валентина Ивановича приглашают работать в Театре-студии киноактера. Здесь его и заметил Андрей Тарковский, задумавший поставить фильм «Иваново детство». И здесь мы увидели, что и Зубков не так прост, как хочет казаться. Его герой — капитан Глеб Холин насмешлив, в чем-то беспощаден, тертый калач. Все привык скрывать за бравадой. Казалось бы, ничто и никто не способно его удивить. Но появляется хрупкая девчушка в солдатской шинели и выясняется, что под «железной кольчугой» внешней неуязвимости скрывается ранимая романтичная натура…
… В жизни Зубкова было еще много ролей. Не выдержал он только одного: в 1977 году его единственный 23-летний сын, сразу после возвращения из армии, отправился с другом покататься на лодке на озере. Домой он уже не вернулся. Только спустя сутки тела ребят прибило к берегу. Отец не смог пережить такой трагедии. Он резко сдал, у него быстро начал прогрессировать склероз, дошло дело до того, что он перестал узнавать даже жену Нину, не говоря уже о том, что стал абсолютно беспомощным. Если он отправлялся на прогулку сам, то супруга вкладывала в карман пиджака или пальто записку с адресом, куда следует привести заблудившегося актера.
Конечно, в данной ситуации уже ни о каких ролях речь не могла идти. Сразу после Нового года в первых числах января 1979 Валентин Иванович попал в больницу. Его сердце остановилось 18 января…
Но из песни слов не выкинешь: за свою не очень долгую жизнь актер снялся у таких известных советских режиссеров, как Михаил Калатозов («Летят журавли»), Юлий Райзман («Коммунист»), Татьяна Лиознова («Евдокия»), Виктор Трегубович («На войне как на войне»), Иосиф Хейфиц («День счастья»), Андрей Тарковский («Иваново детство») и других. Такую «коллекцию» собрать удалось немногим актерам…