Кто учит меня делать портретные снимки?

Реклама
Профессионал

Всему нужно учиться. Ходить, говорить, писать, читать, фотографировать… Азы всего этого приходится постигать с нуля. В фотографии множество жанров, их разнообразие просто немыслимо, и пополняются они с каждым годом все новыми и новыми «словцами». Однако в списке самых «старших» жанров значится фотопортрет.

Много писано-переписано о том, как же снять идеальный портрет. Я брала книгу, смотрела название и возвращала на полку. Ведь «идеального портрета» нет. У каждого свои особенности характера, мимики, жестов и, представьте себе, все это нужно отразить на фото. Тяжело, не правда ли?

Отчаявшись, я решила сменить тактику и пройтись по персоналиям.

Имя Юсуфа Карша знакомо всем любителям и профессионалам в жанре фотопортрета. Именно в его снимках человеческое лицо может превратиться в легенду. Парадокс в том, что самые знаменитые его портреты — это и есть портреты легенд. Карш в свое время запечатлел образы государственных деятелей, художников, ученых. Словом, портреты тех, кто изменял вкусы и нравы людей.

Реклама

У Карша можно поучиться тому, как правильно организовать фотографию. Обращать внимание необходимо на все: на фон, на свет, на структуру и черты лица. Автор делал так, чтобы самая характерная черта становилась именно той особенностью, к которой вернется глаз зрителя после просмотра общей картины фото. Эта черта становится зацепкой, которая постоянно будет всплывать в памяти первой. Карш умело находил такую черту и профессионально подчеркивал ее. Художник сыграл на том, что у человеческой личности всегда есть неведомое что-то, что впоследствии, появляясь на фото, становится своего рода визитной карточкой.

С одной стороны, автор подчеркивает все то, что свойственно характеру персонажа, но с другой — он может создать внешне то, чего в характере нет. Известным на весь мир, как это принято в красивых историях, Карша сделал всего один снимок. Но кого…

Реклама

На фото Черчилля автору дали всего две минуты. Что можно успеть создать за это время? Однако фотограф должен сделать невозможное: в одно мгновение поймать образ человека, который откроет не только внешние стороны, но и душу…

Черчилль нервно курил. Карш не хотел, чтобы на фото была сигарета. «Вот пепельница, сэр», — сказал фотограф. Результата не последовало. Тогда со словами извинения Карш взял у Черчилля сигарету и нажал на спуск. «Да, вы, без сомнения, сможете успокоить разъяренного льва и сфотографировать его», — с этими словами Черчилль пожал руку Каршу.

Спустя некоторое время родился исторический анекдот. Узнав об этом случае, Элеонора Рузвельт отметила, что, вероятно, это «было первое серьезное поражение Черчилля».

Реклама

Карш — один из тех фотографов, которые много говорят о своей профессии. Читая некоторые из его фраз, понимаешь, что человек пытался сделать практически невозможное: он хотел, чтобы на фотографии читались мысли и переживания героя. Помимо того, что необходима недюжинная наблюдательность, нужно еще… Вот это тайное и неведомое «еще» Карш хранил в секрете, хотя спустя много времени люди стали поговаривать, что, может, и не было у него никакого секрета, может, это просто огромный талант и трудолюбие.

Мне удалось посмотреть множество фотографий Карша, и, разумеется, у меня есть любимый снимок. Это фотография Одри Хепберн, замечательной американской актрисы. Показать нежность, чувственность и сильный характер — в то время это мог сделать только Юсуф Карш, за что, собственно, его и называют одним из самых великих фотографов-портретистов.

Реклама

Я долго думала и об этом авторе, и о его работах. Видеть насквозь самых разных людей и уметь показать их остальным — вот в чем его талант. Мои слова подтвердит сам фотограф…

Вместо P. S.
Юсуф Карш: «Если имеется основная цель в моей работе, то ее суть — запечатлеть лучшее в людях и, осуществляя это, оставаться верным самому себе… Мне очень повезло встретиться со многими великими мужчинами и женщинами. Это люди, которые оставят след на нашем времени. Я пользовался своей камерой, чтобы сделать их портреты такими, какими они казались мне и, как я чувствовал, какими они остались в памяти своего поколения».

Реклама