Кто для нас Айседора Дункан?

Реклама
Профессионал

«Перед моим рождением мать переживала трагедию. Она ничего не могла есть, кроме устриц, которые запивала ледяным шампанским. Если меня спрашивают, когда я начала танцевать, я отвечаю — в утробе матери. Возможно, из-за устриц и шампанского».

Судьбы гениальных и великих женщин зачастую складываются сложнее, чем судьбы мужчин. Возможно потому, что женщине тяжелее получить признание… Для россиян имя Айседоры прочно осело в сознании по соседству с фамилией Есенин. Но до их встречи в далеком 1921-м Айседора пережила немало…

В школу маленькую девочку отдали в пять лет. Долгое время она чувствовала себя чужой среди благополучных одноклассников. И уже в тринадцать лет сбежала оттуда. Потом всерьез занялась танцами.

Уже в восемнадцать Дункан чуть не вышла замуж за своего поклонника — рыжего и старого, совсем не годившегося в супруги молоденькой танцовщице. Однако до единственного в ее жизни замужества было еще много лет и много перипетий.

Реклама

Ее идеи в танце, новаторские по своему характеру, никак не подходили к балетной школе того времени. Она стала своего рода «закуской», экзотикой на светских вечерах: девушка танцевала босиком, что безмерно шокировало публику.

Потом — гастроли и новая любовь. Ромео, так она называла Оскара Бережи, с которым уже была назначена помолвка. Но он предпочел карьеру, помолвка разорвалась вместе со сказочными мечтаниями Дункан о счастливой семейной жизни.

Позже путь Айседоры пересек Гордон Крэг. И опять волна чувств, настоящая любовь и как плод этой любви — девочка Дидра.

Имя Дункан тогда уже гремело во многих странах. Она была признанной звездой, танцовщицей высочайшего класса. А вместе с карьерным успехом — новое любовное разочарование. Крэг женится на другой, тем самым доказывая мысль Айседоры о том, что любовь не может быть вечной. Сын Патрик от состоятельного поклонника принес новую волну счастья в мятежное сердце Дункан.

Реклама

В январе 1913 года танцовщица отправилась на гастроли в Россию. Именно в это время у нее начались видения: то ей слышался похоронный марш, то преследовало постоянное предчувствие смерти. Последней каплей стали два детских гроба, которые померещились ей между сугробов. Айседора немедля отправилась к детям в Париж. После встречи с мамой Дидру и Патрика отправили в Версаль. А по дороге и случилась та авария, которая навсегда изменила жизнь Дункан. Она лишилась обоих детей…

Однажды, гуляя по берегу, она увидела своих малышей: они, взявшись за руки, медленно зашли в воду и исчезли. Айседора бросилась на землю и зарыдала. Над ней склонился молодой человек. «Спасите меня… Спасите мой рассудок. Подарите мне ребенка», — прошептала Дункан. Позже у гениальной артистки еще родился ребенок от того самого молодого человека, но крохе было суждено прожить лишь несколько дней.

Реклама

И вот тот самый 1921 год, благодаря которому отчасти мы сейчас и знаем имя Айседоры. «Ангел», — прошептала она, впервые увидев Есенина. «Чорт», — добавляла позже со свойственным акцентом.

А ведь так оно и стало: Есенин был для Дункан и ангелом, и бесом. Он то становился безмерно нежен, шептал ей слова любви, читал стихи, то кричал, ни с того ни с сего бил…

Недолгий был брак поэта и танцовщицы. Их развели.

Последним возлюбленным Дункан стал молодой русский пианист Виктор Серов. Кроме общей любви к музыке, их сблизило то, что он был одним из немногих симпатичных ей людей, с которыми она могла говорить о своей жизни в России.

Ревность довела однажды Дункан до самоубийства, которое не удалось. Но буквально через несколько дней Айседора, повязав свой красный шарф, отправилась на автомобильную прогулку… Попав в колесо, шарф затянул шею Дункан и сломал ее…

Вот так, одним движением, завязалась узлом жизнь великой танцовщицы, Музы многих известных мужчин, великолепной женщины…

Реклама