Что написал о Казанском университете один из первых его студентов?

Реклама
Грандмастер

149 лет назад, 12 мая 1859 года, умер Сергей Тимофеевич Аксаков.

Своё литературное призвание Сергей Тимофеевич осознал очень поздно, и первые книги написал, когда ему было уже далеко за пятьдесят. В эту пору Аксаков — отец многочисленного и дружного семейства, гостеприимный хозяин дома, куда съезжалась вся литературная, театральная и музыкальная Москва. Друзья (а среди них были Н. В. Гоголь, М. Н. Загоскин, И. С. Тургенев, молодой Л.Н.Толстой) восхищались рассказами Аксакова о русской старине, о семейных преданиях, о красоте земли, которую он, страстный охотник и рыболов, знал как никто.

К вымыслу у автора «душа не лежала», а потому в своих книгах Аксаков просто рассказал о том, что лучше всего знал и любил. «Записки об уженье» (1847) и «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852) покорили читателей и критиков точностью и тонкостью наблюдений за жизнью природы и поэтичностью языка. Тому, кто хочет узнать, какой была Россия в старые годы, надо прочесть книги Аксакова «Семейная хроника» (1856) и «Детские годы Багрова-внука», служащие продолжением «Семейной хроники» (1858). В приложении к «Детским годам…» дана была сказка «Аленький цветочек» — самая, быть может, добрая и мудрая из всех написанных на русском языке сказок.

Реклама

И. Н. Крамской, «Портрет Сергея Аксакова», 1878 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Совсем немного времени оставила Аксакову судьба для творчества. Уходило здоровье, слабели глаза (приходилось диктовать). Зато всё ярче делалось внутреннее зрение, всё более гибким и выразительным становился язык. Аксаков умер, не завершив всего, что задумал. Но в своих «Воспоминаниях» он успел рассказать о быте Казанской гимназии и университета, студентах и профессорах, о своём увлечении театром и литературным творчеством, различных перипетиях своей личной жизни в то время. Недавно я ещё раз перечитал эту книгу.

Девятилетним мальчиком Аксаков впервые переступил порог гимназии будущего университета: «Огромное белое здание гимназии, с ярко-зеленой крышей и куполом, стоящее на горе, сейчас бросилось мне в глаза и поразило меня, как будто я его никогда не видывал. Оно показалось мне страшным, очарованным замком (о которых я читывал в книжках), тюрьмою, где я буду колодником. Огромная дверь на высоком крыльце между колоннами, которую распахнул старый инвалид и которая, казалось, проглотила меня; две широкие и высокие лестницы, ведущие во второй и третий этаж из сеней, освещаемые верхним куполом».

Реклама

Описывает Аксаков и вид Казани с третьего этажа здания, стоящего на горе: «вид был великолепный: вся нижняя половина города с его Суконными и Татарскими слободами, Булак, огромное озеро Кабан, которого воды сливались весною с разливом Волги, — вся эта живописная панорама расстилалась перед глазами. Я очень помню, как ложились на нее сумерки и как постепенно освещалась она утренней зарей и восходом солнца». И сейчас, спустя 200 лет, всё это можно увидеть.

Казанский университет был основан на базе этой гимназии указом Александра I. И гимназисты стали первыми студентами университета. Вместе с Аксаковым учились Петр Кондынев, впоследствии профессор исторических наук и первый профессор политической экономии в Казанском университете; братья Перевощиковы — Дмитрий, в дальнейшем академик, ректор Московского университета, и Василий, будущий почётный член

Реклама
Российской А Н, профессор российской словесности Казанского, а затем Дерптского университетов; братья Княжевичи — Александр, ставший в 1858—1862 годах министром финансов России, Дмитрий, впоследствии литератор, член Российской академии, попечитель Одесского учебного округа; известные литераторы — братья Иван и Николай Панаевы. Встречался Аксаков и с будущим ректором Казанского университета Николаем Лобачевским, который учился на курс младше.

Но никто из них не оставил таких подробных воспоминаний о тех временах, вплоть до собирания коллекции бабочек, как Сергей Тимофеевич Аксаков. Здесь всего не пересказать. Нужно читать оригинал.

Реклама