Все присутствующие отмалчивались, никто не хотел брать на себя тяжелую и ответственную роль организатора и военачальника над необученными, слабо вооруженными добровольцами. Кто-то даже предложил бросить жребий!
И вот тогда встал скромный на вид, почти никому не известный, недавно прибывший в Самару подполковник и попросил слова:
— Раз нет желающих, то временно, пока не найдется старший, разрешите мне повести части против большевиков, — спокойно и негромко произнес он.
Уже через пару месяцев, показав на полях сражений всю силу своего таланта полководца, Каппель заставил говорить о себе все Поволжье. Неоднократно его добровольцы совершали стремительные маневры и добивались разгрома красных частей в весьма рискованной для себя тактической ситуации.
Здесь необходимо сказать несколько слов о том, какие добровольческие части возглавил Каппель. Весной 1918 года в Самаре действовал так называемый Комитет за учредительное собрание, сокращенно «Комуч», руководство которого придерживалось эсеровских взглядов. Для всех «истинных» белых армейских частей и офицерства Белого движения Народные добровольческие части Комуча были подозрительными по своему составу и по политической окраске. Набрали, мол, всякого сброда с бору по сосенке! И воюют-то они, эсеровские прихвостни, не за восстановление монархии, а из чистой обиды, что «краснопузые» их от власти оттерли!
Насчет принципов комплектования воинских частей «Комуча»: принимались все, желающие воевать против Советов. Добровольцам выдавалось оружие, новобранцы ускоренно обучались военному делу и в бой! Были среди них и офицеры, и рабочие, и недоучившиеся студенты, и зажиточные крестьяне, и городские обыватели, и бывшие дезертиры. Одним словом — Народная армия! Хочешь воевать против красных? Айда с нами!
Такой же установке следовал и сам
Феномен появления «каппелевцев», не просто как обозначения воинского формирования, рожденного от имени командира, а своеобразных взаимоотношений между сослуживцами, базирующихся на гордости за своего командира и своих соратников, изучался многими учеными-историками. Главными, основными, принципиальными мотивами формирования «каппелевской гордости», являлись, конечно же, личные качества их командира Владимира Оскаровича Каппеля, взятые, кстати говоря, из классических заповедей русских военачальников со времен легендарного
Одним из крупнейших успехов Народной армии под командованием
- 650 миллионов рублей в золотых монетах;
- 100 миллионов кредитными знаками;
- весь государственный запас платины;
- золотые слитки и прочие ценности;
- огромные склады военного снаряжения;
- Академия Генерального штаба.
Красные части, покидая Казань угнали с собой весь транспорт. Каппель приказал подать к банку, где хранилось золото, трамвайные вагоны и на них перевезти золото к волжской пристани.
Добровольцы трудились как муравьи, перетаскивая ящики с золотом на пароход «Фельдмаршал Суворов». В дальнейшем это золото по Волге было отправлено в Самару, а потом в Омск и сыграло огромную (в том числе трагическую) роль в истории
Окрыленные успешным взятием громадной Казани (при потерях в 25 человек убитыми), части Народной армии под командованием полковника
Причин этому было немало.
- Нежелание местных правителей провести массовую мобилизацию населения для создания резервных частей и подразделений армии.
- Несогласованность действий, демагогия и болтовня.
- Разлагающее влияние красных пропагандистов во многих частях белой гвардии.
- Пассивная, а зачастую уклонистская, предательская позиция чехословацкого корпуса.
- А самое главное — по настоянию Троцкого быстрое наведение железной дисциплины у красных.
Изматывающие, непрекращающиеся бои в обороне, отступление из деревень и городов, ощущение себя в роли «загнанного волка», когда нет возможности для хотя бы кратковременной, полноценной передышки, полноценного сна, доукомплектования людьми и вооружением…
Медленно, с тяжелыми боями белые части отходили на Восток…