Ее отец — музыкант — умер, когда дочке было всего семь лет, и следующее десятилетие своей жизни она, как говорят, провела в детском приюте. Впрочем, сама Сезария заявляет, что всегда жила с матерью. А затем стала петь в местных барах, как водится в тех местах, морны.
Моrna — песенный жанр, представляющий собой смесь блюза, западно-африканских ритмов, бразильских модиньи, португальских фаду и европейских мотивов.
И весь этот музыкальный коктейль исполняется на диалекте португальского языка — кабовердийском креольском. Морны — печальные лирические баллады, полные светлой грусти, но лишенные надрыва. Они посвящены любви, разлуке и ожиданию, тоске по родине (саудаджи).
В 1975 г. в результате революционного переворота острова Зеленого Мыса получают независимость от Португалии и становятся республикой Кабо-Верде с промарксистским режимом, а Сезария перестает петь, замолкая на целых 10 лет.
В 1985-м по просьбам друзей участвует в записи коллективного альбома лучших исполнительниц морн с Кабо-Верде. Еще через год выпускает первый сольный альбом в Лиссабоне. Наконец, в 1988 г. знакомится с Хосе Да Сильва — уроженцем Кабо-Верде, проживающим во Франции, горячим пропагандистом родной музыки и по совместительству — путевым обходчиком.
Восхищенный голосом С. Эворы, он уговаривает ее отправиться с ним в Париж, чтобы записать пластинку. Она вышла в том же году («La Diva aux Pieds Nus» — Босоногая Дива) и хоть не произвела шумной сенсации, но обеспечила гастроли по странам, имеющим диаспоры кабо-верденцев. Затем вышел диск «Distino di Belita» — «Судьба красавицы» (1990). В год своего пятидесятилетия Сезария успешно выступила на фестивале в Ангулеме и записала «Mar Azul», принесший ей славу. А следующий альбом «Miss Perfumado» вызвал настоящий фурор и стал ее первым золотым.
Всего Сезария Эвора записала полтора десятка дисков, из которых большинство стали золотыми, объемы их продаж бьют все мыслимые и немыслимые рекорды, гонорары составляют десятки миллионов. Но певица не изменяет привычному образу жизни: не покупает апартаменты, а живет в родительском домике (правда, проводит там не больше двух месяцев в году), не открывает собственный бизнес, а финансирует социальные программы своей небольшой и небогатой страны с населением в 300 тыс. человек. Например, она практически содержит всю систему начального образования Кабо-Верде.
И по-прежнему выступает босиком в знак солидарности с бедными африканскими женщинами и детьми, не делая исключения ни для одной, хоть бы и самой престижной, сцены.
У Сезарии нет постоянной группы музыкантов. Для гастролей и студийных записей она их приглашает, как правило, с Кабо-Верде, Кубы и из Бразилии. И лишь гитарист, певец и композитор Биуш работает с Эворой вот уже 15 лет.
В 1999 г. певица удостоена премии Victoire dela musique — это знак высшего признания музыкального успеха во Франции, а в 2004-м — премии Grammy, которую называют «музыкальным Оскаром». Достигнув высот славы, она так и не заразилась «звездной болезнью».
Сезария одна, без мужа, вырастила сына и дочь. Всегда сама гладит концертные костюмы, которые представляют собой традиционную одежду простых людей Кабо-Верде. Мировая знаменитость с трудом понимает и совсем не говорит по-английски, едва умеет писать. И никогда не поет дома… Когда певицу спросили, не смущает ли, что слова из ее песен почти никому не понятны, она тут же парировала:
«Разве тем, кто не знает французского или испанского, это мешает слушать пение на этих языках?»
Она уникальна не только в популярной worldmusic. Цезария Эвора — явление во всей современной музыке. Проникновенный голос, льющийся не в зал, а прямо в сердце каждого слушателя, удивительное притяжение искренности не могут не трогать, зажигая в душе искорки самых добрых чувств. И хочется, чтобы звуки эти не затихали*…
__________
*Послушать африканскую бабушку-певицу можно, например, здесь или здесь