Правда, в отряде хрупкая миниатюрная испанка была известна под именем Ивонны Санчес, а подписывала все радиограммы простенько и со вкусом: «Патрия», что с испанского переводится как «Родина». Но, повторюсь, настоящее ее имя было именно Африка.
Она родилась 26 апреля 1909 года (по некоторым данным — годом позже) в семье сосланного испанского офицера-архивариуса, который нашел на черном континенте не только приют, но и женщину, которую он полюбил навсегда, подарившую ему двух дочерей. Свою младшую он назвал таким странным для девочки именем. Одни говорят, что именно так называлась церковь в селении, где они жили, другие утверждают, что названа девочка была в честь континента. Сегодня это уже не так важно.
Впрочем, судьба у девочек сложилась не совсем счастливо. И хотя для учебы их привезли из
Образ девушки-монахини способствует тому, что ей поручают самые сложные задания: не всякий полицейский осмелится тщательно осматривать монашку на предмет нахождения нелегальной литературы и оружия. Чем молодая коммунистка Африка прекрасно пользовалась!
С разгромом революционной ячейки в Астурии девушка около года скрывалась на нелегальном положении, а потом ее завербовали органы НКВД. Сразу после войны, где отважная девушка сражалась в рядах республиканцев. Советская внешняя разведка поручала Африке сложные задания, но после невозвращения на родину резидента советской разведки в Испании, опасаясь того, что он сдаст всю разведсеть, де Лас Эрас предписывают перебраться в Москву, что она и делает. И даже работает некоторое время на текстильной фабрике, как когда-то в родной Испании.
С первых дней Великой Отечественной войны Африка просится на фронт, но вначале ее отправляют в разведшколу НКВД, где она оканчивает курсы радисток, и только после этого ее путь лежал в
Кстати, помимо своих основных обязанностей, Африка несколько раз попадала в боевые переплеты, и все время у нее наготове была «финка», сдаваться живой врагу она не собиралась.
В 1944 году, когда необходимость в партизанских отрядах отпала, командование решило не рисковать Африкой, она была возвращена в Москву. А здесь ей предложили окончить курсы разведчиков-нелегалов для будущей работы за рубежом. Молодая женщина согласилась, тем более, привыкать к европейскому образу жизни, перестраиваться ей не пришлось, для нее многое было знакомо с рождения…
Через два года после окончания войны Африка, извините за каламбур, оказалась в Южной Америке, где в одной из стран осела на долгие 20 лет. Но Родина ее не забывала, прислав в середине 50-х строгий приказ: такого-то числа выйти замуж за некоего Марка, который на поверку оказался Джованни. Это был советский агент, итальянец по происхождению.
Оба «новобрачных» уже перешагнули 40-летний возраст, но что может быть слаще прихваченной легким морозцем поздней любви? Такое случается нечасто, чтобы «служебный» брак превратился в самый что ни на есть настоящий. Но в случае Африки и Джованни все именно так и было. Они прожили долгих 8 лет, до самой смерти мужчины.
И вновь Африка осталась одна, кочуя из одной страны в другую. И только в эпоху перестройки, в 1985 году, отметив 75-летний юбилей, «бабушка» Африка попросилась в отставку. Но связей с управлением не растеряла: была консультантом, особенно по тем странам, где прожила долгие годы…
Умирала Африка Де Лас Эрас совершенно одна. В двухкомнатной квартире с видом на Садовое кольцо. Рядом не было ни родных, ни близких. Да и кто ей мог прийти на помощь? Ее сердце остановилось аккурат в Международный женский день 8 Марта, в тот самый день, когда ей собирались вручить знак почетного сотрудника госбезопасности СССР.
Провожали в последний путь Африку де Лас Эрас, полковника госбезопасности, только близкие и друзья. С родными к тому времени она оборвала все связи. Ради той страны, которой добросовестно служила долгие годы…