Кто был вдохновителем церковного раскола в ХVII веке?

Реклама

Много книг оставил после себя великий писатель, вдохновитель раскольников протопоп Аввакум Петров. До нас дошло около ста его сочинений, среди которых автобиографическое произведение «Житие», «Книга бесед», «Книга толкований», челобитные царю, письма, различные послания, записки.

Аввакум родился в царской России, в 1621 году в семье сельского священника, рано лишился отца, а мать, женив 17-летнего сына на 14-летней дочери кузнеца, постриглась в монастырь. В 21 год стал он дьяконом, а через два года — сельским священником.

Бывая в Москве, Аввакум познакомился и сошелся с нижегородцем, как и он, протопопом, Иоанном Нероновым, с духовником царя протопопом Стефаном Вонифатьевым, вошел в его кружок боголюбцев — «ревнителей благочестия». За московские нововведения, почерпнутые у боголюбцев, прихожане несколько раз изгоняли своего священника, но каждый раз он возвращался.

В 1652 году Аввакум поставлен в протопопы соборной церкви Юрьевца Поволжского, но через два месяца изгнан местным духовенством и поселился в Москве, начав служить в Казанском соборе. Его проповеди, отличавшиеся глубоким внутренним вдохновением, проходили при большом стечении народа, посещал их и царь. Среди горожан у Аввакума появилось много почитателей, духовных братьев и сестер.

Реклама

В том же году Никон стал патриархом и начались гонения боголюбцев — произошел церковный раскол. Аввакум выступил против никоновских реформ, за что осенью 1654 года вместе с женой и четырьмя детьми сослан в Тобольск, а затем в Даурию. Крайне жестокая сибирская ссылка продолжалась 10 лет.

В 1664 году Алексей Михайлович вернул Аввакума из изгнания, но не смог уговорить отказаться от раскольничества. Непримиримый вдохновитель староверов в августе 1664 года вместе с семьей был отправлен в Мезень, а через два года возвращен и осужден Церковным собором как «клеветник» и «мятежник», лишен священства, предан анафеме и отправлен на вечное изгнание в Пустозерск.

Реклама

В Пустозерске Аввакум создает свое «Житие», где рассказывает о том, что его посадили в земляную яму, где он испытывал множество лишений. Это произведение написано простонародным языком с употреблением нецензурной лексики. В этом труде он нападает на сторонников никоновских реформ с критикой. Он считает, что царь, преследующий раскольников, должен оставить престол и уйти в монастырь. Свои обличения царской власти Аввакум продолжил и при царе Федоре Алексеевиче.

В 1681 году неистовый глава староверов был приговорен к мучительной смерти через сожжение. 14 апреля Аввакум, а также отбывавшие с ним наказание соловецкий инок Епифаний, романовский священник Лазарь и дьякон Фёдор за клевету на царский дом были сожжены.

Реклама