Имя этого чародея — Эдуард Авакович Казарян. Среди его работ — караван верблюдов в ушке иглы, бабочки на разрезанном волоске, фигурка саксофониста на половинке макового зерна, хачкар и лик Иисуса на кусочках металла, букет роз из рыбьей чешуи и другие. Миниатюры можно рассмотреть только при помощи сильного оптического увеличения. Десять самых маленьких работ Казаряна занесены в Книгу рекордов Гиннесса и в аналогичную российскую книгу «Диво». Всего мастер создал более 1000 микроминиатюр. Одна из известнейших работ художника «Подкованные блохи, играющие в мяч».
Он не однажды приезжал с выставками в разные города СНГ, этот скрипач-виртуоз (куда Паганини), который играет на одной струне одним пальцем на миниатюрной скрипочке размером с рисовое зернышко. Она, как и большая, состоит из 56 деревянных частей и звучит, как настоящая.
Судьба его поистине необыкновенна. Родился Эдуард Казарян в Ереване в 1923 году. Ему было 6 лет, когда он начал играть на скрипке, а в 13 он изготовил свою первую, обыкновенную скрипку. К миниатюрам Эдуарда Аваковича привела любовь к детям. После окончания Государственной консерватории им. Комитаса по классу альта, он стал музыкантом симфонического оркестра. У дирижера была четырехлетняя дочь Каринэ, которая хотела играть на скрипке, но не было такого маленького инструмента. И тогда Казарян решил сделать для нее скрипку, которая бы звучала, как большая. И сделал. А потом подумал, а что если еще меньше? Со спичечный коробок! А потом еще меньше — 14 мм. И получилось!
И тогда настало время прославить свое Отечество. Эдуард Казарян решил сделать трактор, точную стальную копию настоящего. Для этого ездил в МТС, изучал неведомое: карбюратор, генератор и коробку скоростей. И вот о тракторе с надписью на флажке «Больше хлеба родной стране!», бороздящем зерно пшеницы, узнала вся страна. Миниатюру поместили в музей. Газеты разнесли весть об этом чуде по всему свету.
Правда, потом Казаряну позвонили из музея и сказали: «Твой трактор опрокинулся, потому что зерно проросло — ты ж хотел больше хлеба!» Пришлось сделать самшитовую копию. А в это время в Москву пришло письмо из Германии, мол, не верим, что такое возможно! Тогда мастер изготовил миниатюрное здание Берлинского оперного театра, поместил его на острие иглы и вместе с надписью «Братский привет немецкому народу от армянского народа» на сантиметровом кусочке волоса отослал в Германию. Впечатлившееся немецкое правительство захотело сделать ответный подарок Казаряну и спросило: «Чего не хватает художнику для безбедной жизни?»
А семья художника в то время ютилась в подвале, потому что отца репрессировали еще в 1937 и имущество конфисковали. Наше правительство тут же выделило Казаряну отдельную квартиру и машину, чтобы тот мог с гордостью сказать, что ни в чем не нуждается. Но на этом благодеяния не кончились. Мастера пригласили в Москву, обеспечили секретной работой. И как только было нужно урегулировать международную обстановку и разрядить напряженность, Хрущев давал задание Казаряну изготовить чудесный подарок. Например, мост через Берингов пролив, соединяющий Кремль и Статую Свободы на четверти зерна или поезд «Париж-Москва» в просверленном насквозь волосе.
Ему приходилось изучать трудную арабскую письменность и замысловатые китайские иероглифы, и порой от неправильно поставленной точки зависела наша с вами безопасность. Более 200 его работ служат делу мира и дружбы народов в разных уголках Земного шара. А чтобы Эдуард Авакович вне работы не печалился о жене и детях, Хрущев дал ему в жены красивую украинскую женщину, от которой просто невозможно было отказаться. Понимаете политический момент, да?
С юмором Казарян рассказывает, как знаменитый музей Лувр заказал ему копию картины Айвазовского «Девятый вал» на рисовом зернышке, а голубь в один момент проглотил сохнущий на балконе плод трехмесячного труда стоимостью в миллион долларов. На мой взгпяд, это вовсе не смешно. Но смех — лучшее лекарство; «Я смеюсь, чтоб с ума не сойти, — говорит Эдуард Авакович, — обидно, когда лучшая работа летит». Да, эти миниатюры столь крохотны, что еле видны невооруженным глазом, и от малейшего дуновения могут исчезнуть навсегда.
Но миниатюры — это лишь одна грань разностороннего таланта этого необыкновенного человека. Он, известный музыкант, был концертмейстером ереванского симфонического оркестра более 50 лет. Кроме того, он карикатурист. И еще скрипичный мастер, создавший очень много скрипок, альтов и виолончелей.
Одним из выдающихся достижений Казаряна является создание по просьбе известного хирурга Святослава Федорова тончайших микроигл для сшивания ран при операциях на глаза. Вместе с офтальмологом Ярославом Федоровым придумали специальный хрусталик для глаза.
Его отечество Армения не очень жаловало своего знаменитого земляка. 250 его работ ушли за океан, в Лос-Анджелес. Там они нашли свой второй дом, потому что их выставили из зала в центре Еревана. Если бы маэстро захотел, он давно бы мог жить в любой, самой экзотической, самой фешенебельной вилле на берегу бирюзовой лагуны, но он предпочитает свою квартиру в Ереване. Потому что любит родину.