«Как архангельский мужик по своей и Божьей воле стал разумен и велик»?

Реклама
Грандмастер

243 года назад, 15 апреля 1765 года в возрасте всего 54-х лет скончался великий русский ученый-естествоиспытатель, поэт, художник, историк, философ Михаил Васильевич Ломоносов. Как же сыну простого крестьянина с дальней северной окраины России при всей его гениальности, несмотря на существовавшие жёсткие сословные ограничения, удалось стать тем, кем он стал? Где и какое образование получил Ломоносов?

Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в деревне Денисовка Холмогорского уезда Архангельской губернии в семье зажиточного крестьянина-помора. Мать Ломоносова была дочерью дьякона. Михаил был единственным сыном в семье Ломоносовых. Без грамоты было невозможно вести семейные дела, поэтому отец поручил своего сына заботам дьячка приходской Димитриевской церкви

Реклама
С. Н. Сабельникова. В четырнадцать лет юный помор грамотно и чётко писал. Обучившись грамоте, Михаил пристрастился к чтению.

«Вратами своей учёности» впоследствии называл Ломоносов четыре имеющиеся у него в детстве книги -«Псалтырь рифмованную» и «Славянскую грамматику» Симеона Полоцкого, «Славянскую грамматику» Мелентия Смотрицкого, «Арифметику» Леонтия Магницкого. Особенно большое влияние на него произвела «Арифметика» Магницкого. В ней излагались не только правила математики, но и физики, астрономии, навигации и т. д. Книга рассказывала об истории философии со времён Пифагора, Платона, Аристотеля и Эпикура, рассказывала о природе, о Земле, о других планетах Солнечной системы, о разных интересных природных явлениях.

Реклама

Но Ломоносов стремился получить систематическое образование. В Холмогорское училище его, как крестьянского сына, не приняли. Он слышал, что в московскую Славяно-греко-латинскую академию, которую окончил его заочный учитель Магницкий, принимают без сословных ограничений. История путешествия 19-летнего Ломоносова известна всем, но момент поступления его в академию окутан тайной. И это до сих пор порождает многочисленные версии и слухи.

Славяно-греко-латинской академии, существовавшей с 1687 года, в 1701 году Петр I придал статус государственной академии. В ней, соединявшей черты средней и высшей школы, преподавались, кроме богословия, такие предметы: грамматика славянского, греческкого и латинского языков, пиитика, риторика, психология, арифметика, география, история, физика и многие другие. Академия выпускала не только богословов, но и специалистов для государственной службы — переводчиков, медиков, преподавателей.

Реклама

В Академии учились не только дети аристократии, а и дети купцов, духовенства и даже солдат и крестьян. Ученики были многих национальностей. Их посылали за границу для обучения языкам, в том числе турецкому, арабскому и персидскому, а также ремёслам. Для изучения английской и французской литератур, направляли в соответствующие страны.

Но с 1727 года «детей солдатских и крестьянских» принимать в академию было запрещено. А Ломоносов был в неё принят вопреки этому запрету в январе 1731 года, выдав себя, как пишут в биографиях, за дворянского сына. Но даже если он и представил туда поддельные документы, то его всё равно выдали бы манеры поведения, разговора и многое другое. Он и так привлекал внимание тем, что был на 10 лет старше других учеников. Тем не менее, его принимают. А в марте 1736 года его вместе с двумя дворянскими детьми направляют за границу для обучения горному делу и для прохождения общего курса наук. Дальше вся биография Ломоносова хорошо изучена и описана.

А самый ключевой момент превращения мужика в государственного деятеля так и остался во мраке. Не иначе, как сказал Некрасов в строчке, послужившей заголовком этой статье, проявилась не только своя, но и Божья воля. И Россия ей благодарна вот уже 243 года…

Реклама