Однако никто из домашних, да и сам Фёдор, не смотрел на эти занятия серьезно. Гораздо больше его увлекали тогда незатейливые представления известного всей Казани потешника, гимнаста и акробата Яшки Мамонтова. «Очарованный артистом улицы, я стоял перед балаганом до той поры, что у меня коченели ноги, и рябило в глазах от пестроты одежды балаганщиков». Умение веселить публику казалось Феде верхом искусства.
Но главной страстью Шаляпина стал театр — и это третья составляющая траектории его судьбы. В Казанский городской театр он попал случайно (хотя говорят, в жизни ничего случайного не бывает) — кто-то подарил билет стоимостью в 20 копеек. Это случилось, как зафиксировали биографы, 17 мая 1883 года. В этот день шла пьеса
За пение в церковном хоре мальчику платили полтора рубля в месяц. Вместе с товарищами он пел на свадьбах и похоронах, а также — на Рождество. Если хозяева попадались щедрые, то получался неплохой навар. Часть денег мальчик нес в семью, а все остальное тратил на театр. Через год в Казань приехала оперная труппа
Точно известна дата, когда Фёдор Шаляпин впервые выступил на сцене, — это произошло 1 сентября 1884 года. Бойкие казанские мальчишки с удовольствием заполняли массовки в различных театральных спектаклях. А робкий и стеснительный Шаляпин умирал от зависти. Однажды, набравшись смелости, он подошел к режиссёру и стал ему что-то мямлить. Впрочем, тот понял без слов: «Завтра приходи!» Первая роль прошла блестяще: «Не знаю, кричал ли кто из мальчишек громче меня «ура», — вспоминал Фёдор Иванович…
В 1888 году пятнадцатилетний юноша был зачислен в театр на штатную должность статиста с окладом в 15 рублей в месяц. Мечта начинала сбываться. А в 1889 году Шаляпин впервые поет сольную партию в любительской постановке «Пиковой дамы». В 17 лет юный Шаляпин был принят хористом в провинциальную труппу Семенова-Самарского, которая гастролировала в Уфе, и уехал из Казани.
Гораздо позднее, находясь в эмиграции, Шаляпин очень сильно скучал по России и по своей малой родине — Казани. Он написал в своем завещании: «Где бы я ни умер, даже за границей, пусть меня похоронят на Волге…». Но похоронен Шаляпин был на парижском кладбище Батиньоль. А 29 октября 1984 года состоялась церемония перезахоронения праха великого русского певца на Новодевичьем кладбище в Москве.