Шаляпин родился в Марусовке — трущобах Казани, описанных Горьким. Напомню, где это. Если стоять лицом к главному зданию Казанского университета, то слева была расположена Марусовка. Это участок Рыбнорядской улицы (позднее ул. Пушкина) от её перекрёстка с Большой Лядской (п. ул. Галактионова) до пересечения с Малой Проломной (п. ул. Профсоюзная) и Собачьим переулком (п. ул. Некрасова), проходящий по дну оврага. Слева и справа на склоне оврага стояли дома. Можно было зайти в подъезд дома на Рыбнорядской, подняться на четвёртый этаж и выйти на Университетскую улицу. С одной стороны дом был четырёхэтажный, а с другой — одноэтажный. Таков был перепад высот.
Почти в самом низу оврага на углу Рыбнорядской с Собачьим переулком находился дом купца Лисицына. Во флигеле этого дома, расположенном во дворе, поселились в начале 1870-х годов приехавшие на заработки в Казань крестьяне Вятской губернии Иван Яковлевич и Авдотья Михайловна Шаляпины. Он был грамотным, имел красивый почерк и устроился писцом в земскую управу. Она зарабатывала тяжёлым подённым трудом.
13 февраля 1873 года у них родился сын.
Предыдущий ребёнок Шаляпиных умер, не дожив до крещения, поэтому уже 14 февраля они понесли новорождённого крестить в ближайшую церковь — Богоявленский собор. Нужно было пройти мимо Малой Проломной и повернуть на Большую Проломную (п. ул. Баумана). Ребёнок был окрещён Фёдором.
Флигель на Рыбнорядской не сохранился. На большом доме висит мемориальная доска, напоминающая о вышеописанном событии, произошедшем во флигеле. Интересно, что в метрах 300-х от этого места стоит огромный памятник татарскому революционеру Муллануру Вахитову. Проезжая мимо, я всегда думал, что лучше на этом месте было бы поставить памятник Шаляпину. Но кто такой Шаляпин по сравнению с Вахитовым? Ему сойдёт и мемориальная доска! Правда, в 1999 году чуть дальше от места рождения Шаляпина, перед Богоявленским собором ему был всё же поставлен памятник — лучший в России.
Но пока вернёмся в 1870-е годы. На Рыбнорядской Шаляпины прожили недолго — хозяева затеяли перестройку дома, семье пришлось искать новое жилье, и они переезжают в село Ометьево (ныне в черте Казани), где за полтора рубля снимают у мельника Тихона Карповича Григорьева небольшой домик. Свою автобиографию
Когда мальчику было 6 лет, родители вернулись в Казань и поселились в маленьком домике в Суконной слободе. Иван Яковлевич и Евдокия Михайловна были из тех городских крестьян, которые числились в сельской общине, платили подати и, не бросая своего клочка земли, промышляли в Казани чем могли, не гнушаясь самой черной работой. Но детей своих такие крестьяне старались обучить грамоте и ремеслу, чтобы перевести их со временем в другое сословие — в мещане, в цеховые, в купечество или духовенство.
Учился Шаляпин в шестом городском начальном училище на Георгиевской улице, 58 (п. ул. Свердлова, Петербургская) — одном из лучших в городе. Но на жалованье отца невозможно было прокормиться семье в пять душ (у Фёдора были ещё брат и сестра). И вот мальчик поступает в учение сначала к сапожнику Тонкову, своему крестному отцу, затем к токарю. А тринадцати лет отец устраивает его переписчиком бумаг в управу, где работал сам. Интересно, что в 150 метрах от здания управы на ул. Жуковского, находилось здание на улице Большой Лядской (позднее эта часть улицы БЛ стала называться ул. Горького), в подвале которого работал учеником пекаря Горький. И жил Горький тоже в Марусовке. Но они тогда так и не познакомились.
Уже всемирно известный Шаляпин, хотя и носил почетные звания артиста императорских театров и солиста Его Императорского Величества, так и остался крестьянином. Позже он писал: «Так как я крестьянин по происхождению, то и мои дети продолжали считаться крестьянскими, то есть гражданами второго сорта. Они, например, не могли быть приняты в Пушкинский Лицей, привлекавший меня, конечно, тем, что он был Пушкинский…»
В Казани Шаляпин впервые познакомился и с певческим искусством. Об этом — во второй части статьи.