Как моряк Александр Золототрубов стал буденновцем?

Реклама
Грандмастер

С творчеством капитана первого ранга Александра Михайловича Золототрубова знакомы многие. Он известный военный писатель, автор более сорока книг. Его новый роман «Зарево над Волгой», посвященный Сталинградской битве, только что вышел из печати. Но немногие знают, что Золототрубов в последние годы жизни Маршала Буденного был его старшим адъютантом. Как же случилось, что ближайшим помощником главного кавалериста страны стал морской офицер?

Александр Золототрубов родился 11 ноября 1927 года в станице Кущёвской, что на Кубани. Судьба обычного паренька круто изменилась на последнем этапе войны, когда он служил рядовым в 105-м стрелковом полку 43-й стрелковой дивизии. А произошло следующее. Черноморский флот, понесший громадные потери в годы войны, нуждался в пополнении, поэтому молодым солдатам, которым до демобилизации было ой как далеко, предлагали добровольно становиться моряками. Решил надеть флотскую форму и Александр.

Реклама

Но постижение флотской науки для него началась не на корабле, а в школе связи. Уже потом он послужил на эсминцах «Железняков» и «Сообразительный», стал командиром отделения радистов и старшиной второй статьи.

В 1947 году Черноморский флот посетил Сталин, совершивший на крейсере «Молотов» переход из Севастополя в Ялту. На корабле в группе лиц, сопровождавших Иосифа Виссарионовича, постоянно находился радист с переносной радиостанцией, готовый моментально обеспечить связь. Эту задачу доверили одному из лучших радистов эскадры надводных кораблей флота Александру Золототрубову. Связью Сталин так и не воспользовался, а судьба моряка снова сделала крутой поворот.

К годовщине пребывания Сталина на Черноморском флоте «Комсомольской правде» потребовалась заметка с личными впечатлениями рядового моряка о встрече с «вождем народов». Тогда-то и вспомнили о связисте, постоянно находившемся рядом со Сталиным. Заметку Александр написал, правда, в газете она так и не появилась. Но на моряка обратили внимание во флотской газете «Флаг Родины», поручили написать несколько заметок, да и приняли к себе в штат, назначив литературным сотрудником.

Реклама

Писал Золототрубов много, его статьи и очерки охотно печатали, так как в них чувствовалось хорошее знание флотской службы, любовь к морю и умение увлекательно описывать даже обыденные события. Служба шла успешно, но пришла пора задуматься и о будущем, которого Александр уже не мыслил без флота. В 1952 году он поступил в Киевское военно-морское политическое училище и на вечернее отделение факультета журналистики Киевского госуниверситета.

Годы учебы пролетели быстро. Став лейтенантом, Золототрубов получил назначение на Балтику, но сразу же перевелся на Краснознаменный Северный флот в газету «На страже Заполярья». Суровые условия службы не охладили пыл флотского журналиста, он много пишет, а чтобы быть ближе к героям своих очерков и репортажей, на кораблях и подводных лодках ходит в дальние морские походы, ездит по гарнизонам.

Реклама

В 1956 году вышла первая книга его рассказов. С волнением автор показал её известному писателю-маринисту Леониду Соболеву, с которым познакомился еще в период службы на Черном море. Александр Михайлович вспоминает, что разговор с Соболевым был долгим. Леонид Сергеевич внимательно проанализировал рассказы, помог увидеть недостатки и упущения, а главное, посоветовал приниматься за серьезную прозу — повесть или роман о морской службе. В 1964 году Александра Михайловича приняли в Союз писателей СССР, причем рекомендацию ему дал Константин Симонов, гостивший на Северном флоте, где не раз бывал в годы войны.

Но главным в этот период для Золототрубова остается журналистика. О его умении получить материал в среде военных журналистов ходили легенды. Корреспондент обычной флотской газеты умудрялся брать по телефону ВЧ-связи интервью у министра обороны Маршала Малиновского, получать собственноручно написанные Фиделем Кастро и Леонидом Брежневым поздравления для читателей газеты, прорывался в театре в правительственную ложу к Иосифу Броз Тито, несколько раз беседовал с Юрием Гагариным. Результатом его встреч с Маршалом Буденным стали две большие статьи, которыми впору гордиться и центральной газете.

Реклама

На Северном флоте Золототрубов прослужил почти пятнадцать лет, находя время и для литературы. Здесь им были написаны повести «Сказание о последнем бое», «Звенящая волна», «Глубины морские», «В синих квадратах моря». Но судьба готовила ему очередной сюрприз.

Оказывается, Семен Михайлович Буденный не забыл настырного моряка. Александр Михайлович вспоминает: «Однажды вечером мне домой позвонил командующий флотом Лобов. Уже одно это крайне необычно, а тут еще его слова, что вызывают к аппарату ВЧ-связи. Теряясь в догадках, захожу в кабинет адмирала, он указывает на стул — подожди, сейчас будет звонить Буденный». Разговор оказался коротким — маршал предложил Александру Михайловичу должность старшего адъютанта.

Реклама

Даже человек не военный поймет, что такое капитану третьего ранга (по-армейски майору) из заполярного Североморска получить от самого Буденного предложение полковничьей должности в Москве. «Все мои сомнения Семен Михайлович сразу отмел, сказав, что форму я сохраню свою, морскую», — вспоминал Александр Михайлович.

Так и появился рядом с Семеном Михайловичем моряк. Золототрубов помогал Буденному писать мемуары, руководил небольшим аппаратом маршала. В этот период он познакомился со многими известными полководцами, о которых впоследствии рассказал в своих книгах.

Особенно запомнилась Александру Михайловичу первая встреча с Жуковым: «Как-то отправил меня Семен Михайлович к Георгию Константиновичу, чтобы тот посмотрел страницы рукописи воспоминаний, где рассказывается о нём. Жуков встретил приветливо, но читать о годах, когда был в подчинении Буденного, не стал, сказав, что Семен Михайлович был в то время его командиром и вправе оценивать его деятельность так, как считает нужным. „Буденный всегда был для меня верным боевым соратником“, — заметил Георгий Константинович».

Реклама

После смерти Буденного Александр Михайлович отказался от нескольких предложений перейти на аналогичную должность к другому военачальнику и решил вернуться в журналистику. В это время происходило преобразование журнала «Пограничник» из ведомственного в общественно-политическое и художественно-публицистическое издание. Золототрубову предложили возглавить в журнале отдел художественной литературы, критики и библиографии. На этой должности он проработал до ухода в отставку в 1987 году. Во многом благодаря Александру Михайловичу литературная составляющая стала занимать львиную долю журнала, в нем публиковались Константин Симонов, Владимир Карпов, Владимир Беляев, Александр Авдеенко, многие известные писатели и поэты.

Реклама

В последние годы Александр Михайлович занялся художественным отражением Великой Отечественной войны и судеб её полководцев, со многими из которых ему приходилось неоднократно встречаться и беседовать. Его романы о Буденном, Кузнецове, Василевском, Мерецкове, Черняховском, написанные на документальной основе, пользуются у читателей неизменной популярностью.

Несмотря на серьезную болезнь, Александр Михайлович продолжает много работать, сейчас он заканчивает роман, посвященный битве на Курской дуге. У него большие творческие планы. Хочется пожелать, чтобы все они были реализованы.

Реклама