Он происходил из рода легендарного короля Шотландии Роберта I, знаменитого разгромом вражеского войска англичан в 1314 г., который добился независимости своей страны. «Пока жива хоть сотня шотландцев, не поддадимся мы английскому владычеству…». Эта победа была столь звонкой, что эхо ее пронеслось сквозь столетия, а имя героя было воспето в стихах Р. Бернса и музыке Д.Россини.
Семейство Брюсов прибыло из Шотландии в Россию в 1647 г., спасаясь от грозных обстоятельств Кромвельского времени, по личному приглашению царя Алексея Михайловича. Дед будущей российской знаменитости, в честь которого и был назван его младший внук Якоб Даниель, служил новой родине по артиллерийской части и получил чин полковника, а отец, рыцарь Уильям (Вилим), дослужился до генерал-майора.
Детство Якова Брюса прошло в псковских краях. Надо сказать, что мальчик был склонен к наукам (особенно к математике и естествознанию) и получил превосходное домашнее образование. В тринадцатилетнем возрасте он был записан в «потешную» роту Петра I.
Военная «одиссея» юноши началась с двух Крымских походов (1687; 1689), продолжилась в двух Азовских (1695; 1696), но и ими не ограничилась. Не рассчитывая упомянуть обо всех военных кампаниях с его участием, отметим главную.
Брюс прошел всю Северную войну, в ходе которой принял на себя командование артиллерией. Разработанная им тактика ведения артиллерийского боя во многом обеспечила победы в сражениях со шведским войском, в частности, под Полтавой. За военные заслуги он получил от государя звание генерал-фельдцейхмейстера, орден Святого Андрея Первозванного, а за блестящую подготовку и подписание Ништадтского мира — титул графа. Правда, ему случалось испытывать и гнев своего покровителя. Например, после неудачи под Нарвой, навлекшей на Брюса опалу на целый год, которая затем все же сменилась милостью.
Еще более чем батальными и дипломатическими успехами Яков Вилимович известен своей деятельностью на гражданском поприще. Он участвовал в закладке Санкт-Петербурга, приложил руку к проектированию радиально-кольцевой планировки Москвы по «зодиакальной» 12-лучевой системе, центром которой служил Кремль. Имел непосредственное отношение к созданию Российской Академии Наук. И автором петровской «Табели о рангах» был тоже он.
Служа Отечеству, Брюс руководил горным, текстильным, типографским делом.
Переводил на русский язык иностранные книги и сочинял собственные труды, занимаясь математикой, физикой, астрономией, географией, ботаникой, минералогией, метеорологией, сфрагистикой.
В частности, опубликовал в собственном переводе и со своим предисловием книгу Х. Гюйгенса «Космотеорос» (русское издание называлось «Книга мироздания, или Мнение о небесноземных глобусах и их украшениях»), познакомив российского читателя с основами учения Коперника. За что недруги поносили Брюса на чем свет стоит, вплоть до того, что его надобно «сжечь в трубе».
Он и сам написал «Трактат о движении планет». По научным вопросам общался с Ньютоном, Лейбницем, Галлеем. Эйлера консультировал по вопросам математики. Свободно владел шестью европейскими языками, вдобавок к которым изучал монгольский и китайский. Издал русско-голландский разговорник.
Брюс не только редактировал глобусы (как Земли, так и небесной сферы) и географические карты, но и составил одну из них — карту земель от Москвы до Малой Азии (1696), изданную затем в Амстердаме.
Его заслуги были столь ценимы российским монархом, что когда в 1714 г. тот был уличен в хищении казенных средств, Петр I дал личное указание освободить виновника от наказания.
Нельзя не вспомнить и Брюсов календарь в виде таблиц, по которым можно было получить предсказание на любой день любого года. Он состоял из шести больших листов (единственный полный экземпляр его хранится в Эрмитаже). Первый содержит сведения астрономического характера, на втором помещены святцы, на третьем — «предзнаменование времени по всякой год по планетам… по 112 лет», на четвертом — «предзнаменование действ на каждый день по течению Луны в зодии», на пятом было подробное содержание первых четырех, а шестой посвящен «употреблению четырех предложенных таблиц».
Каких только рекомендаций там не было! «Отроки во училище отдавать» при Луне в Близнецах, «мытися в бане и платье кроить» — когда она в Рыбах
А в знаменитой Сухаревой башне Яков Брюс оборудовал обсерваторию при московской навигацкой школе (1702). С этой башней связано множество легенд: о разработках летательных машин, изобретении говорящей куклы, о таинственном призраке, охраняющем библиотеку хозяина…
Впрочем, о том, что приписывала молва «российскому доктору Фаусту» после его ухода в отставку в 1726 г., лучше поговорить отдельно.