Стоит отметить, что и сам племянник великого Наполеона не был чужд авантюризму и даже отсидел в тюрьме за попытку захватить власть во Франции. Но тогда высадка 32-летнего Луи с группой смельчаков в Булони была заранее обречена на провал. А вот своим остроумным побегом из тюрьмы он потом очень гордился.
Французская корона ему все-таки досталась, но значительно позднее.
Императору, чтобы закрепить трон за династией, нужен наследник. Но попытки породниться с одним из правящих домов Европы заканчивались ничем. Племянница королевы Виктории принцесса Аделаида фон Гогенлоэ, внучка Мюрата принцесса Стефания и дочь великого герцога Баденского от предложенных императором руки и сердца тактично отказались. Тогда он решился на брак с Евгенией Монтихо, в которую был влюблен.
В январе 1853 года Наполеон, собрав высших сановников государства, заявил, что принял решение жениться. «Дама, которую я избрал, благородного происхождения. Будучи набожной католичкой, она возносит к небу те же молитвы о благе Франции, что и я. Я отдал предпочтение женщине, которую люблю и уважаю, ценя независимость, сердечную привязанность и семейное счастье выше династических предрассудков». Сообщение императора было встречено, мягко выражаясь, без восторга. З0 января 1853 года в Соборе Парижской Богоматери состоялось венчание. Причем брак был не морганатическим.
Кто же эта женщина, сумевшая вопреки династическим законам стать императрицей одной из крупнейших европейских стран?
Евгения Монтихо родилась 5 мая 1826 года в Гранаде. Она происходила из старинного и знатного испанского рода, но почти вся её жизнь прошла во Франции. Мать Евгении блистала в кругах парижской богемы, её почитателями были Стендаль и Мериме. Естественно, что на воспитание дочери времени у неё не оставалось. Евгения воспитывалась в одном из французских католических монастырей, получив образование, характерное для дочерей французской аристократии. Её мало интересовали жития святых, с большим интересом она читала книги по истории и политические трактаты.
В конце сороковых годов она вышла в свет. Впоследствии её биограф Октав Обри писал: «У нее был ясный, трезвый, почти мужской ум, правда, ей недоставало образования. Зато она была более уравновешенной, чем мать, была не такой падкой до развлечений и внушала больше уважения. Она носила вечерние платья, непременно пошитые в лучших ателье, с огромным декольте, в котором красовались очень женственные, мягко ниспадавшие плечи… В манере вставать или садиться, прохаживаться по салону, слегка наклонившись, в умении отвечать на комплименты, раскрыть или сложить веер она выказывала столько грации и несомненного достоинства, что нельзя было не изумиться».
В 1850 году состоялось знакомство президента Французской республики (императором он станет 2 декабря 1852 г.) с прекрасной испанкой. С этого времени их встречи стали частыми, но попытки Наполеона сделать Евгению любовницей, успехом не увенчались. Девушка проявила завидную твердость, чем ещё больше привязала к себе Луи. Тактика, избранная Евгенией, принесла свои плоды, Наполеон, которому уже шел пятый десяток, влюбился.
В отличие от аристократии, жители Парижа встретили женитьбу императора с восторгом. И эти восторги были умело подогреваемы самой Евгенией. Она отказалась принять от городских властей свадебный подарок — бриллиантовое колье ценой в 600 тысяч франков, заявив: «Вы сделаете меня гораздо счастливее, передав предназначенную сумму на благотворительные цели. Я не хочу, чтобы моя свадьба стала бременем для страны, которой я теперь принадлежу».
Добившись вожделенной цели, Евгения, несмотря на свой южный темперамент, стала действовать расчетливо и тактично, понимая, что только любовными утехами стареющего мужа к себе не привяжешь. Она умело формирует образ монарха, всегда подчеркивая, что в первую очередь она подданная, а уже затем супруга, мать наследника и императрица. Демонстративно на первых порах не вмешиваясь в политику, она блистает в обществе, став законодательницей мод и вкусов.
С Евгенией любят общаться иностранные дипломаты, отмечая её остроумие, обаяние, умение перейти от обычной светской беседы к обсуждению важных проблем, а затем изящно вернуться к непринужденному обсуждению сплетен. Но они же отмечают, что её двору не хватает строгого соблюдения этикета. Рядом с императрицей можно встретить модных писателей и откровенных шарлатанов, блестящих политиков и заезжих астрологов или спиритов. При этом она следит за новинками литературы и науки, старательно вникает в хитросплетения международной политики
Но постепенно Евгения начинает все больше влиять на государственную политику Франции, приучив мужа соглашаться с её мнением даже по важнейшим вопросам межгосударственных отношений. С 1859 года императрица стала присутствовать практически на всех заседаниях кабинета министров. Молва приписывает ей решающую роль в выходе Франции из войны с Австрией в апреле 1859 года, которая велась ради освобождения земель Северной Италии. Но она же подтолкнула мужа к авантюре с военным вмешательством в мексиканские дела в начале шестидесятых годов.
Но главной ошибкой Евгении стало втягивание Франции в войну с Пруссией в 1870 году. Война закончилась седанским позором и крахом Второй империи. Император оказался в немецком плену, а затем был вынужден эмигрировать в Англию, где скончался в январе 1873 года. Последнего императора Франции похоронили в аббатстве Святого Михаила в Хемпшире в мавзолее, построенном для него супругой. Евгения пережила мужа на полвека, но это уже была жизнь изгнанницы.
Её единственный сын погиб в бою с зулусами в Южной Африке 1 июня 1879 года, защищая чуждые ему интересы Британской империи. А для Евгении на долгие годы осталась только память о тех днях, когда она вершила судьбу Франции, не всегда задумываясь о последствиях своих действий.
Скончалась императрица Евгения 11 июля 1920 года. Её похоронили рядом с мужем и сыном. В пятидесятые годы XIX века в её честь был назван архипелаг в Японском море, а уже в наши дни — астероид.