Песню распевали повсюду, и очень скоро она стала своего рода гимном советских молодых людей. Сегодняшняя молодежь, пожалуй, и не знает этой песни, но в годы «оттепели», в послесталинское время, когда все жили надеждами на перемены, песня, как и фильм, несла неслыханный заряд энтузиазма и веры в светлое будущее, любовь к родине, своей стране…
Фильм был поставлен по одноименному роману в стихах Евгения Долматовского (метростроевца, фронтовика), посвященному комсомольцам 30-х годов. Вместе с сотнями других молодых людей на строительство метрополитена пришли герои фильма. Они вынесли на своих плечах войну, послевоенные трудности, героев объединяет романтика подвига, стремление быть там, где особенно нужна их помощь. Герои переживают первые рекорды и первые утраты, любовь и разочарования…
Это был 4-й из 15-и снятых фильмов Юрия Павловича Егорова. В наши дни фильм изредка можно увидеть на экране телевизора. Кто-то вспомнит, а кто-то впервые познакомится с его главными героями Николаем Кайтановым (М. Ульянов), Вячеславом Уфимцевым (П. Щербаков), Алексеем Акишиным (Л. Быков), Лелей (Э. Быстрицкая), Таней (М. Дроздовская). Сыграла в фильме совсем крошечную роль и актриса Нонна Мордюкова. Они были молоды, беспечны, самоуверенны и наивны, как в кино, так и в жизни. Такое созвездие актеров увидишь в одном фильме не каждый день. Но тогда они почти все были начинающими.
Со времени создания фильма прошло 50 лет. Первые зрители его увидели в 1958 году. Годом позже фильм «Добровольцы» был удостоен Третьей премии на Всесоюзном кинофестивале в Киеве среди других художественных лент. Вот что вспоминал об этом времени актер Михаил Ульянов: «Мне везло с режиссерами в кино. Особенно повезло с первым — Юрием Егоровым. Вот кто был всегда полон каким-то светлым восприятием мира и человека. Все его фильмы — до последнего тому подтверждение. Перед „Добровольцами“ я снялся в его фильме „Они были первыми“, но, видимо, это „крещение в кинокупели“ было для меня таким ошеломляющим, что после в голове осталась какая-то сумятица. А „Добровольцам“ я отдавался осознанно и мог почувствовать всю прелесть игры в кино».
Юрий Егоров (25.05.1920 —
Свой первый фильм «Случай в тайге» он снял в 33 года, а через пять лет на экраны вышел фильм «Добровольцы». Это был взлет в творчестве режиссера. Каждые два года Егоров снимал по фильму. Он будто чувствовал, что у него мало времени, что он не может размениваться на мелочи. И Егоров торопился жить. Современники вспоминают его как человека необычайно творческого, любознательного, с молодой душой. Только за три года до смерти Юрий Павлович оставил преподавательскую работу во ВГИКе, где обучал студентов почти 25 лет, параллельно снимая фильмы.
У него было особое чутье на талантливого актера. Н. Мордюкову режиссер увидел в коридоре киностудии им. Горького и предложил ей маленькую роль в фильме «Добровольцы». Она тут же согласилась, набросав ему рисунок роли. Смеясь показала Егорову, как будет сидеть в шахте метро с бутылкой молока и громко петь арию Кармен: «У любви, как у пташки крылья…» Так эпизод и вошел в киноленту. С Н. Мордюковой Юрий Павлович был немного знаком по фильму «Молодая гвардия», восхищался ее игрой в картине «Отчий дом», где актриса играла Степаниду. Роль Александры Потаповой, оставшейся после войны вдовой, была написала специально для Н. Мордюковой кинодраматургом Будимиром Метальниковым.
Работа в фильме Юрия Егорова «Простая история» — ключевая в творчестве актрисы. Роль счастливая. Как она сказала: «Роль как моя родная сестра». Ее Саша круто меняет жизнь, когда становится председателем колхоза. Актриса не только в жизни, но и на экране стала дочерью матери-крестьянки. Радовало её и то, что играла она с актером М. Ульяновым (секретарь райкома Данилов), которого любила по фильму, считала его прекрасным партнером и замечательным человеком.
«Егорову повезло, — улыбаясь, рассказывала после съемок актриса, — рядом с ним были я и Метальников. Он не знал так колхозную жизнь, как мы. Помогала всем и во всем во время работы над фильмом. Во время моих советов Егоров думал, слушая внимательно, потом хохотал, аплодировал и говорил: «Берем!» Кстати, как сказала Н. Мордюкова, крылатая фраза «Хороший ты мужик, но не орел!», которую актриса произнесла в фильме, принадлежит сценаристу Метальникову. После выхода фильма многие зрители обращались к его создателям с просьбой сделать вторую серию. Метальников, по словам актрисы, возмутился: «Не так давно закончилась война. Люди еще похоронки получают! Ну, одну пару мы «пристроим», поженим главных героев… А как же другие вдовы?»
Картина встала в один ряд в таблице рекордсменов проката, таких как «Тихий Дон», «Бабье царство», «Любовь земная», «Мачеха», «Русское поле». Есть в этой не такой уж простой истории неистребимая правда жизни и характеров.
Через двадцать лет после «Простой истории», успев сделать 7 кинокартин («Командировка», «Если ты прав…», «Не самый удачный день», «Человек с другой стороны», «Ветер странствий» и др.), почти за год до смерти, Юрий Егоров обращается к сценарию Аркадия Инина о судьбе многодетной матери, воспитывающей десятерых детей — «Однажды двадцать лет спустя». На фильм удачно были подобраны главные актеры — Наталья Гундарева и Виктор Проскурин. И снова режиссер не ошибся.
Сюжет фильма, на первый взгляд, прост: встреча одноклассников через двадцать лет, где каждый рассказывает о том, чего он успел достичь в жизни, о своей работе… Кто-то стал военным моряком, ученым, председателем колхоза… А что же главная героиня фильма, Надя Круглова, бывшая староста класса (Н.Гундарева)? Кем она стала? Училась хорошо, всегда была на виду… И тут вдруг оказалась самой обычной женщиной. Она не стала, как все надеялись, «большим» человеком. Надя стала… просто многодетной мамой. К матери-героине в те годы относились многие недоверчиво, с насмешкой: разве это профессия? Но на экране была счастливая женщина, добрая и улыбчивая. Рядом с ней дети и муж. И, возможно, впервые каждый из одноклассников Надежды задумался о той простой истине, которую так и не успел понять в жизни, — о простом человеческом счастье…
Тогда в 80-е годы фильм имел огромный успех. Картину посмотрели 18 миллионов зрителей. На Международном кинофестивале в Авеллино (Италия) в 1981 году фильм получил Большой приз «Золотое плато», на Всесоюзном кинофестивале в Вильнюсе — приз за лирическую комедию. А Наталья Гундарева получила награду за лучшую женскую роль на
Давайте немного поразмышляем. Мог бы режиссер создать по накатанному сценарию ходульный рассказ о женщине с неудавшейся судьбой из привычной «обоймы» мелодрам, заполнивших наш экран? Конечно. Но этого не произошло. Юрий Егоров сумел в простом сюжете увидеть непростую историю. Он показал мать-героиню в самой обычной женщине. Она близка нам и понятна. Не случайно во время показа фильма, как писал в те годы журнал «Советский экран», женщины плакали, а мужчины немного завидовали семье Кругловых. Почти все фильмы Егорова с незамысловатым сюжетом, чуть-чуть печальные, но полные любви и добра. Думается, что по этой причине его киноработы любимы нами и сегодня. Они для нас и о нас…