Мусоргский Модест Петрович родился 21 марта 1839 года в селе Карево Торопецкого уезда, что на Псковщине, в семье небогатого помещика. Благодаря матери, Юлии Ивановне, мальчик рано приобщился к музыке, быстро освоил игру на фортепиано. К 9 годам он уже исполнял сложные произведения и даже пытался импровизировать.
Мальчик любил музыку, но родители избрали для него жизненный путь, характерный для большинства молодых дворян. В 10 лет Модеста отвезли в Петербург и определили в Петропавловскую школу, а в 13 лет он уже учился в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Впереди была карьера гвардейского офицера, а музыка — это чтобы блеснуть виртуозной игрой в светском салоне или сымпровизировать что-нибудь залихватское на дружеской пирушке. Но судьба распорядилась иначе.
Будущих гвардейских офицеров воспитывали в строгости, от них не требовали глубоких знаний, главным критерием подготовки был пресловутый армейский фрунт. Блеснуть выправкой на параде, зычным голосом отдавать команды, держать в строгости подразделение, непринужденно чувствовать себя в светском обществе, в совершенстве изъясняться по-французски и уметь пить не пьянея — вот основные слагаемые будущей успешной карьеры. Стоит отметить, что нравы в школе были ещё
Старшие ученики называли младшеклассников «вандалами» и изощрялись в притеснениях. Практиковались даже скачки на «вандалах», естественно, что пришедший к финишу последним, получал от своего седока увесистые тумаки. Спасти от цуга могло только заступничество кого-то из старшеклассников или личные заслуги, высоко ценимые в мальчишеской среде. Модесту повезло. В школе учился его старший брат Филарет, так что покровительство было обеспечено. Как ни странно, помогла и музыка. Он оказался лучшим музыкантом школы и в часы досуга неоднократно развлекал товарищей своей игрой. Однажды его импровизации вылились в искрометную польку, приведшую однокашников в восторг.
Польку Мусоргский показал своему учителю музыки
Стоит отметить, что Модест быстро стал одним из лучших учеников школы и даже удостоился одобрения Николая I за прекрасную выправку и строевую выучку.
В 1856 году семнадцатилетний прапорщик Мусоргский был зачислен в самый известный российский гвардейский полк — Преображенский. О лучшем начале военной карьеры было трудно и мечтать. Но военная служба юношу не прельщала, его страстью уже стала музыка.
Громадное влияние на начинающего композитора оказало знакомство с
Первым его произведением, получившим по-настоящему широкое признание, стал романс «Где ты, звездочка?». Ободренный успехом он пишет еще ряд романсов и несколько инструментальных произведений, в которых уже проявляется его собственный музыкальный почерк. Но для серьезной музыки знаний явно не хватало, и Мусоргский под руководством Балакирева начал серьёзно заниматься композицией. Разрываться между музыкой и службой становилось все труднее, и он решил оставить службу. Стоит отметить, что друзья-композиторы, сами служившие в армии (Кюи — офицер, Бородин — военный врач), пытались его отговорить, но не смогли. В 1858 году Мусоргский вышел в отставку и всецело посвятил себя музыке.
Мусоргского увлекает история России, и он попытается в музыке передать её драматизм и эпичность, ввести в серьезные произведения элементы народной музыки и массовые народные сцены. Он много экспериментирует, пишет разноплановые произведения, которые и сегодня поражают своим новаторством: неоконченные оперы «Женитьба» (по комедии Гоголя) и «Саламбо», песни и романсы на стихи
Главным произведением композитора стала опера «Борис Годунов», над которой он работал долгие годы. Первую редакцию оперы он подготовил в 1869 году, но к постановке она принята не была, и Мусоргский принялся за её переработку. Новую редакцию оперы в 1874 году поставил Мариинский театр, но со значительными сокращениями. Мусоргский тяжело переживал неудачи с постановкой оперы, у него развивается нервное заболевание, которое он по русской традиции «лечит» водкой.
Параллельно Мусоргский работает над эпической оперой «Хованщина» и комической оперой «Сорочинская ярмарка». В своем творчестве он неоднократно обращался к произведениям Гоголя, считая, что в гоголевском языке уже живет музыка и ей только надо помочь вырваться на волю. Несмотря на яркость и образность его произведений, в них начинают звучать ноты грусти и тревоги (вокальные циклы «Без солнца», «Песни и пляски смерти»), словно композитор предчувствует свою трагическую судьбу.
К сожалению, впавший в тяжёлую депрессию композитор не смог довести до конца работу над многими своими произведениями. Уже после его смерти Н.А. Римский-Корсаков,