Однако, для руководства компании «Пеноэт», да и для многих государственных чиновников морского ведомства, эта статья была неожиданной, им совсем не хотелось подчеркивать, что в победе «Нормандии» большую роль сыграла особая конструкция корпуса судна, созданная русским инженером-эмигрантом. И на билеты в первый рейс «Нормандии» компания «милостиво» предоставила семье Юркевича лишь 50% скидку — наверное, обеднела бы компания, дав бесплатные билеты главному создателю лайнера! А в Советском Союзе имя Юркевича не упоминалось нигде вплоть до 90-х годов ХХ века. И. Ильф и Е. Петров, описывая великолепие «Нормандии» в «Одноэтажной Америке», не решились даже упомянуть его.
Владимир Иванович Юркевич родился 5 июня 1885 г. в Москве, в дворянской семье Ивана Викентьевича Юркевича и Александры Николаевны Иванской. Иван Викентьевич, действительный статский советник, преподавал географию в лучших учебных заведениях Москвы. Владимир был старшим из детей, кроме него было еще два сына и дочь. В семье царила атмосфера доверия, дружбы и взаимопомощи. В детях воспитывали самостоятельность, стремление к творчеству и созиданию, чувство ответственности за свои действия. Три сына и дочь получили прекрасное воспитание и образование, владели несколькими языками, знали и любили литературу, театр, понимали музыку.
Владимир с детства мечтал о море и кораблях, прекрасно рисовал, был увлечен художественной фотографией, обладал серьезными математическими способностями. В 1903 году он с золотой медалью окончил гимназию и отправился в Санкт-Петербург, где поступил в Политехнический институт, открытый годом ранее. Россия испытывала острую потребность в развитии судостроения, а это требовало создания системы подготовки корабельных инженеров и механиков высокого класса. Поэтому в Политехническом институте было открыто первое в России кораблестроительное отделение. Деканом отделения был назначен Константин Петрович Боклевский, выдающийся корабельный инженер, труды которого в области проектирования и постройки военных и торговых судов сделали его известным не только в России.
За время учебы студенты неоднократно ездили на судостроительные верфи Германии, Англии, Франции, летом проходили морскую практику на военных кораблях. Позднее
После окончания института, в мае 1909 года,
В марте 1918 года Юркевич был переведен помощником заведующего отделением Балтийского завода в г. Николаев (позднее этот завод стал одним из крупнейших в стране, строил, в том числе, и крупные рыболовные траулеры). В 1920 году, как и многие русские офицеры, Юркевич через Черное море покинул Россию, как оказалось, навсегда. Сначала, чтобы выжить, Юркевич вместе с группой таких же эмигрантов, организовал в Константинополе авторемонтную мастерскую. Спустя два года перебрался в Париж, работал токарем, а со временем устроился чертежником на небольшой судостроительный завод в г. Аржантей. И продолжал поиски работы по специальности. В 1928 г. Юркевич стал консультантом самой крупной французской судостроительной фирмы «Пеноэт», а в 1929 году занялся проектированием лайнера-гиганта, который должен был превзойти все уже существующие.
В период работы над проектом «Нормандии» произошли изменения в личной жизни Юркевича. В 1927 г. на балу эмигрантского Союза писателей в Париже он познакомился с Ольгой Всеволодовной Крестовской, дочерью военного историка и писателя
После триумфального рейса «Нормандии» Юркевич открыл в Париже собственное Бюро проектирования морских судов. Но, побывав в Америке во время первого рейса своего «детища», Юркевич был поражен масштабами и перспективами, которые могла дать эта страна. В 1937 г. он перебрался в США, принял гражданство и открыл свою фирму, где занимался проектированием разных типов судов. Трагедия, происшедшая с «Нормандией» в 1942 году, потрясла Юркевича. Он предлагал несколько проектов подъема и восстановления лайнера, но, как мы знаем, не получил поддержки, и в конечном итоге судно продали на металлолм.
В годы второй мировой войны супруги Юркевичи сочли своим долгом оказать посильную помощь СССР, который был для них прежде всего Россией, их Родиной. Они принимали активное участие в работе комитета «Russian War Relief» по сбору средств для СССР. Владимир Иванович оказывал содействие группе специалистов советской закупочной комиссии в Вашингтоне, которые изучали возможность массовой постройки для СССР на верфях США пароходов типа «Либерти» и «Виктори», помогал устанавливать связи с американскими государственными деятелями и бизнесменами.
Умер
В некрологе газета «Новое русское слово» написала: «Дело Юркевича с ним не умерло: его идеи и формулы крепко вошли в современное кораблестроение и вряд ли из него выпадут — до появления нового гения. Но гении рождаются не часто!».